Великобритания подписала соглашения на закупку самолетов Р-8А и боевых вертолетов АН-64Е


Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон у базового патрульного самолета Boeing P-8A Poseidon авиации ВМС США на авиасалоне в Фарнборо, перед тем, как сделать объявление о заключени соглашения о приобретении Великобританией девяти таких самолетов. 11.07.2016
Источник: Boeing

11 июля 2016 года на открывшемся в Фарнборо международном авиасалоне правительство Великобритании подписало межправительственные соглашения с Соединенными Штатами о приобретении по линии американской программы Foreign Military Sales (FMS) девяти базовых патрульных самолетов Boeing P-8A Poseidon и 50 боевых вертолетов Boeing AH-64E Apache Guardian.

Стоимость соглашения о закупке девяти самолетов Р-8А составляет 3 млрд фунтов стерлингов (около 4 млрд долл; выплата будет производиться в течении 10 лет), а 50 вертолетов АН-64Е — 2,3 млрд долл. В стоимость закупаемых самолетов Р-8А входит также вооружение (противокорабельные ракеты Boeing Harpoon II и противолодочные торпеды Mk 54) и радиогидроакустические буи.

Поставка самолетов Р-8А будет осуществляться с конца 2019 по конец 2021 года. Самолеты Р-8А будут базироваться на авиабазе Лоссимут в Шотландии, причем британское правительство намерено израсходовать еще около 100 млн на создание соответствующей инфраструктуры на этой базе.

Напомним, что объявление о планах приобретения девяти базовых патрульных самолетов Boeing P-8A стало одним из значимых пунктов обнародованной 23 ноября 2015 года правительством Великобритании «Стратегии национальной безопасности и Стратегического обзора в области обороны и безопасности» (National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 — SDSR-2015).

Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству (Defense Security Cooperation Agency — DSCA) уже 24 марта 2016 года направило Конгрессу США одобренное Государственным департаментом уведомление о предстоящей продаже Великобритании по линии FMS девяти самолетов P-8A Poseidon. При этом стоимость поставки вместе с технической поддержкой и обучением оценивалась в 3,2 млрд долл.

Закупка самолетов Р-8А позволит восстановить потенциал базовой патрульной и противолодочной авиации, полностью утраченный Великобританией после того, как в предыдущем «Стратегическом обзоре в области обороны и безопасности» (SDSR-2010, октябрь 2010 года) было объявлено об аннулировании программы базовых патрульных самолетов Nimrod MRA.4 и о полном прекращении переоборудования в данный вариант и списании этих самолетов (причем на слом пошли уже несколько завершивших переоборудование машин Nimrod MRA.4).

Высокопоставленные руководители британских ВВС и ВМС неоднократно выражали тревогу по поводу того, что фактическая ликвидация британской базовой патрульной авиации по итогам SDSR-2010 самым негативным образом сказывается на боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил Великобритании, представленных четырьмя атомными ракетными подводными лодками типа Vanguard, оснащенными баллистическими ракетами Trident II.

Великобритания стала третьим зарубежным заказчиком самолетов Р-8 после Индии (получившей восемь самолетов P-8I с 2012 по 2015 годы и заказавшей еще четыре) и Австралии (заказавшей 12 самолетов Р-8А с началом поставок в 2017 году). ВМС США к настоящему времени заказали 117 самолетов Р-8А, из которых с 2012 года поставлены 40.

50 вертолетов АН-64Е Apache Guardian должны заменить в составе британской армейской авиации 66 вертолетов WAH-64D Block I Apache Longbow AH.1, собранных по лицензии в 1990-е годы компанией Westland (затем AgustaWestland) на предприятии в Йовиле. Новые вертолеты АН-64Е теперь будут полностью изготовлены на американском предприятии Boeing и должны быть поставлены Великобритании в 2020-2024 годах.

Заключение данного контракта стало в некоторой степени неожиданным, поскольку ранее основным обсуждавшимся ранее вариантом была перестройка 50 вертолетов WAH-64D в вариант АН-64Е на производственной линии AgustaWestland (ныне Leonardo-Finmeccanica) в Йовиле с использованием поставляемых Boeing комплектов. Теперь Boeing только туманно заявляет о возможности использования неких элементов планера наличных WAH-64D при изготовлении новых британских АН-64Е. Представители Leonardo-Finmeccanica выразили разочарование по поводу заключенного контракта, а в британских СМИ уже появились спекуляции о том, что данное соглашение фактически означает в перспективе смертный приговор предприятию в Йовиле — и тем самым производству вертолетов на территории Великобритании вообще.

Источник