В России разработают беспилотный комбайн на ГЛОНАСС


Агротехника «Ростсельмаша»
Источник: agro2b.ru

Опытно-конструкторские работы планируется завершить через два года

Холдинг «Росэлектроника» приступает к разработке комплекса автоматизированного управления сельскохозяйственной техникой в интересах «Ростсельмаша» — крупнейшего российского производителя сельхозтехники. Разработчиком проекта со стороны холдинга выступает московский дизайн-центр микроэлектроники АО «НИИМА «Прогресс».

По словам Игоря Корнеева, генерального конструктора по навигации и связи «Прогресса», разработка гидравлического автопилота будет производиться в рамках опытно-конструкторской работы «Поле-Мониторинг», финансируемой Минпромторгом.

— Бюджет проекта порядка 230 млн рублей, — рассказал Игорь Корнеев. — По завершении опытно-конструкторских работ через два года мы сможем обеспечить автоматическое пилотирование — комбайнер может там присутствовать, но скорее для контроля и на случай непредвиденных ситуаций. В чистом поле каких-то особых опасностей вроде бы нет. Это не дорога, где кругом автомобили и пешеходы. Так что задача создания беспилотного комбайна и трактора будет решена быстрее, чем создания беспилотного автомобиля.

Планируется, что в опытно-конструкторской работе Минпромторга в качестве головного исполнителя будет участвовать «Ростсельмаш», приемник будет делать «Прогресс», а программное обеспечение — ООО «Фарватер».

Основным звеном бортового комплекса является автопилот, встраиваемый в гидравлическую систему трактора или комбайна для обеспечения максимальной точности удержания курса движения. Автопилот состоит из трех компонентов: приемник ГЛОНАСС/GPS с дисплеем, электрический навигационный контроллер и гидравлический управляющий блок.

— В 2014 году на базе полевой опытной станции Тимирязевской сельхозакадемии «НИИМА «Прогресс» совместно с ООО «Фарватер» и привлечением специалистов Ковровского электромеханического завода был проведен ряд экспериментов с использованием совместных разработок, в том числе нового приемника «Прогресса», — рассказал генеральный директор «Прогресса» Василий Шпак. — В результате отклонения по точности на испытаниях составили около 2 см.

Начало использования комбайнов с автопилотом на основе ГЛОНАСС/GPS даст старт координатному земледелию (его еще называют точным, прецизионным). В западных странах опыты по координатному земледелию начали проводить на рубеже 80-90-х годов прошлого века, в США координатное земледелие прочно ассоциируется с более высокотехнологичным и менее затратным методом обработки полей: увеличивается эффективность засева, уменьшается количество вносимых удобрений.

— Вопрос применения технологий координатного земледелия упирается в цену оборудования, — пояснил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Сейчас цена оборудования для того же трактора измеряется тысячами долларов, плюс сама машина должна быть новой, абсолютно исправной, чтобы сантиметровая точность не перекатывалась люфтом колеса в полметра. Есть ощущение, что сейчас производители оборудования для точного земледелия держат цену — пока их самих немного. Но со временем цены на оборудование будут снижаться, они упадут на порядок. Пока же, по данным Еврокомиссии за 2015 год, на сельское хозяйство приходится всего 2% использования навигационных технологий.

Андрей Ионин отметил, что высокоточное земледелие предусматривает интегрированное использование нескольких технологий: данных спутникового зондирования Земли, мобильной передачи данных прямо в поле, точных данных навигации.

— Наш проект целиком строится на российской электронно-компонентной базе и программном обеспечении, и мы стремимся получить не только минимальную цену среди зарубежных аналогов, но и повышенные характеристики по некоторым параметрам, — подчеркнул генеральный директор АО «Росэлектроника» Игорь Козлов.

Иван Чеберко

Источник