Торговцы хламом: США толкнули японцам «Эксклюзивный» AWACS


Boeing E-767 AWACS — самолет ДРЛО построенный для Японии, на базе пассажирского Боинг-767
Источник: Военное обозрение

Американские самолеты слишком дороги для потенциальных покупателей.

В весьма щекотливое положение поставили японские военные американскую авиационную корпорацию Boeing, когда решили закупить у неё самолеты дальнего радиолокационного наблюдения и командования (ДРЛО) AWACS.

Вероятно, что потребность в таких машинах возникла в японской армии после проведения нескольких пусков баллистических ракет с территории Северной Кореи (КНДР). Может быть, это навеяно вероятностью вооруженного конфликта с Китаем и обмена «любезностями» по поводу спорных островов. Да и зачем маленькому островному государству такие самолеты?

Если верить информации японского Министерства обороны, то оно давало поручение своим инженерам заняться разработкой собственных самолетов ДРЛО. При этом потребуются значительные суммы. Японские разработки были призваны заменить устаревшие американские самолеты Е-2С Хокай. Для этих целей было запрошено 733,5 тыс долларов. Строительство должно было начаться еще в 2015 году. А принят на вооружение японский летающий радар мог быть только в 2025 году.

О технических подробностях нового японского проекта пока ничего неизвестно. Хотя, как заявляют представители сил самообороны Японии, это будет мощный радар, который превзойдет американские аналоги.

Ну, а пока нет собственных машин, японцы решили прикупить несколько штук в США. Прекрасная сделка. Одни покупают, другие продают. Все хорошо, кроме того, что американцы прекратили выпуск самолетов Боинг — 707 в связи с их моральным устареванием. А что взамен, они не представляли.

Пришлось им специально для Японии создавать новый летающий радар на базе другого гражданского самолета Боинг — 767-27С.

В новый корпус американские специалисты пометили оборудование аналогичное предыдущему самолету Е-3С. И новинка получила обозначение Е-767. Первую партию обновленных AWACS из 4 машин купила Япония, и больше запросов на него не появляется.

Так что же приобрели военные представители страны Восходящего Солнца у американских поставщиков? Оборудование осталось прежним, но зато в новом корпусе.

На них смонтированы РЛС с наружной 9-ти метровой антенной (которую называют грибом) обозревающей пространство на расстоянии до 320 км. Средства пассивной радиоэлектронной разведки. Автоматизированная система распределения каналов, по которым передается информация. Бортовой компьютер, обрабатывающий сигналы изготовленный американской компанией Lockheed Martin. Правда тут американцы не поскупились и продали союзникам более совершенный аппарат, имеющий в 5 раз больший объем памяти, чем его аналог на Е-3С.

У новинки вдвое вместительнее грузовой отсек, что позволяет ему нести больше полезного груза, преодолевать дальние расстояния на значительных высотах, так же увеличился топливный запас. При этом уменьшился до 2 человек состав экипажа. 19 операторов РЛС не потеряли в новом самолете ни одного места.

Таким образом, воздушные силы самообороны Японии получили желаемых 4 самолета ещё в 1999 году.

Справедливости ради стоит отметить, что конструкция самолета была усилена. Электрооборудование увеличилось на два генератора, каждый мощностью 150 кВА. Это связано с увеличением потребления электроэнергии сильной аппаратурой, которая установлена на борту самолета. Так же стоит отметить, что всю аппаратуру необходимо охлаждать, для этого имеется отдельная система кондиционирования.

Еще одной новизной отличается японский АВАКС. Он имеет систему дозаправки в воздухе, от которой заказчик отказался. Возможно, это связано с отсутствием в Японии самолетов-заправщиков такого класса. А для их покупки необходимо будет раскошелиться еще на одну приличную сумму.

Пока у американского производителя выпуск нового самолета не вызывает большой эйфории, поскольку отсутствуют заказчики. Хотя некоторые страны — Италия, Южная Корея, Турция и Саудовская Аравия интересуются самолетами ДРЛО. Но дальше интереса дело не движется. И тут важную роль играет стоимость комплекса, а она не малая — 420 млн долларов по состоянию на 1993 год.

ТТХ:

  • Размах крыла, м- 47,57
  • Длина самолета, м — 48.51
  • Высота самолета, м — 15,85
  • Высота антенны, м — 1.80
  • Максимальная взлетная масса, кг — 175000
  • Максимальная скорость, км/ч — 800
  • Практическая дальность полета, км — 8334
  • Продолжительность полета км — 9.25 — 13.00 в зависимости от радиуса патрулирования.
  • Практический потолок, м — 12250
  • Экипаж, чел — 2 летчика + 19 операторов

Василий Прохоров

Источник