Совладельцы «Калашникова» подхватили «Вымпел»


Алексей Криворучко
Источник: Сергей Фадеичев/ТАСС

Они выкупили треть оборонной верфи

Акционеры концерна «Калашников» Андрей Бокарев, Алексей Криворучко и Искандар Махмудов приобрели 33% акций рыбинского судостроительного завода (ССЗ) «Вымпел». Верфь специализируется на военной продукции и имеет большой портфель заказов для Минобороны, ФСБ и на экспорт. В «Калашникове» считают, что покупка укрепит позиции концерна в судостроении, компанию с 2015 года интересуют поставки военных катеров. Источники «Ъ» в отрасли отмечают, что, «если не возникнет нюансов», «Вымпел» будет обеспечен заказами на пять-семь лет.

Андрей Бокарев, Алексей Криворучко и Искандар Махмудов (владеют 49% акций концерна «Калашников», еще 51% у «Ростеха») закрыли сделку по приобретению 33% акций ССЗ «Вымпел», сообщили «Ъ» в концерне. Сумма покупки не раскрывается. Как пояснили в «Калашникове», доля выкуплена у ООО «Антик» (по данным «Картотеки.ру», ООО принадлежит Игорю Круглякову, владело 32% «Вымпела»). Еще 50% акций верфи — у входящего в «Ростех» «Рособоронэкспорта».

ССЗ «Вымпел» основан в 1930 году в Рыбинске, специализируется на выпуске средне- и малотоннажных судов, военных и гражданских катеров. В 2015 году выручка выросла втрое, до 10,5 млрд руб., чистая прибыль — 2,2 млрд руб. при убытке в размере 1,1 млрд руб. в 2014 году.

О планах «Калашникова» заняться выпуском гражданских и военных катеров и беспилотников гендиректор концерна Алексей Криворучко заявлял в 2015 году. В апреле прошлого года он отмечал, что ниша «легких небольших катеров» будет «серьезно развиваться как для Минобороны, так и для других заказчиков». В феврале «Калашников» консолидировал 49% ООО «Холдинговая компания Рыбинской верфи» (основная продукция — транспортно-десантные и штурмовые катера), тогда в концерне отмечали, что рассчитывают на военные заказы. В июле «Калашников» объявил о начале серийных поставок транспортно-десантных катеров БК-16 и штурмовых БК-10 для Минобороны.

По словам господина Криворучко, покупка доли в еще одной судостроительной компании позволит концерну укрепить позиции в судостроении. «С «Ростехом» мы движемся к формированию на базе концерна государственно-частного многопрофильного оборонного холдинга, специализирующегося на разработке и производстве интегральных комплексов вооружения»,- говорит он. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов отметил, что цель стратегии развития корпорации — создание на базе ее холдингов многопрофильных структур, «в которых присутствуют элементы, необходимые для комплексных решений в области вооружения, гражданских технологий». По его словам, в рамках государственно-частного партнерства «Калашников» эффективно диверсифицирует производство, осваивая беспилотники, многофункциональные катера спецназначения, дистанционно управляемые боевые модули.

Судя по отчету за 2015 год, «Вымпел» ориентирован на военные заказы: на гражданское судостроение пришлось лишь 21,8 млн руб. выручки. Верфь — головной исполнитель по экспорту ракетных и патрульных катеров проектов 12418 («Молния»), 14310 («Мираж») и 12150 («Мангуст») для ВМС Анголы, Египта и Вьетнама (контракт с Ханоем принес в 2015 году почти $163 млн). По линии гособоронзаказа «Вымпел» — единственный поставщик патрульных катеров и морских буксиров проекта 1496М1 («Морж»), больших гидрографических, противодиверсионных и ракетных катеров, морского транспорта вооружения проекта 20360М. Перспективы экспорта связаны с боевыми катерами водоизмещением 300-600 тонн (типа «Катран» и «Скорпион»).

По словам источника «Ъ» в судостроении, с подобной номенклатурой завод обеспечен заказами на пять-семь лет, «если, конечно, не возникнет нюансов». В 2015 году «нюансы» случались: например, завод не смог выполнить контракт на поставку ФСБ семи пограничных сторожевых катеров проекта 12150, поскольку из строя вышли дизели М-470МК производства АО «Звезда» (пограничники получили один катер). Эта причина объективная, считает собеседник «Ъ», на катерах должны были стоять немецкие двигатели, но из-за санкций пришлось изменить техзадание.

Анастасия Веденеева, Иван Сафронов

Источник