С чувством глубоководного взаимопонимания


Церемония вывода из цеха ОАО «Адмиралтейские верфи» в плавучий док для состоявшегося в тот же день спуска на воду строящейся для ВМФ России большой дизель-электрической подводной лодки Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 06363. Санкт-Петербург, 26.06.2014
Источник: ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»

Россия поможет Индии усилить ее неатомный подводный флот

Россия готова дать Индии доступ к технологиям строительства неатомных субмарин проекта 636 «Варшавянка», однако, по сведениям «Ъ», до сих пор не решено, на мощностях какой из двух индийских верфей — Pipavav или Larsen&Toubro — будет развернута лицензионная сборка подлодок. Для Индии вопрос модернизации подводного флота принципиален: за последние 15 лет ВМС страны не получили ни одной новой дизель-электрической подлодки. Основной геополитический соперник Индии — Пакистан — уже заказал у Китая восемь новейших неатомных субмарин.

Впервые об интересе Индии к технологиям строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636 «Варшавянка» гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов рассказал журналу «Коммерсантъ-Власть» (см. номер от 6 июня). «Сейчас мы договариваемся, что они на первом этапе будут осуществлять ремонт уже ранее приобретенных подлодок, им будут помогать специалисты центра судостроения «Звездочка»,- заявил он.- После на совместном предприятии ОСК (Объединенная судостроительная корпорация.- «Ъ»), «Рособоронэкспорта» и индийской верфи начнется строительство подлодок: сначала крупная сборка, а позже локализация». Дать более подробные комментарии в ОСК отказались, сославшись на закрытость темы, так же поступил и официальный представитель спецэкспортера российского оружия.

Как утверждают отраслевые источники «Ъ», до недавних пор обсуждалась возможность поставки в Индию двух субмарин проекта 636. По данным одного из них, этот вопрос поднимался в ноябре 2015 года в ходе визита индийского министра обороны Манохара Паррикара на «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Но в итоге индийские военные решили не покупать готовые субмарины, а развернуть их лицензионную постройку у себя. Через некоторое время в причастные к оружейному экспорту ведомства и организации пришел запрос индийской стороны на возможность трансфера технологий с локализацией производства в Индии. По словам топ-менеджера предприятия судостроительной промышленности, переговоры ведутся в формате gov-to-gov, то есть напрямую между правительствами России и Индии, что подчеркивает «особый статус отношений между Москвой и Дели».

По данным «Ъ», основная проблема кроется в выборе индийского партнера: непонятно, какая именно из местных верфей в состоянии реализовать проект в максимально короткие сроки, поскольку Индия нуждается в срочной модернизации неатомного подводного флота. Сейчас в составе ВМС Индии находятся всего девять ДЭПЛ проекта 877ЭКМ «Палтус» российской постройки, а также четыре субмарины типа Shishumar (тип 209 германской постройки). Спецификационный срок службы лодок 877ЭКМ составляет 25 лет: у первых шести индийских ДЭПЛ этого проекта он уже истек, а у оставшихся подойдет к концу в течение ближайших десяти лет. Ремонтом «Палтусов» занимаются на северодвинской «Звездочке», на которой с 1997 года было отремонтировано пять индийских лодок этого проекта, и «Адмиралтейские верфи» (отремонтировали две субмарины). На «Звездочке» сейчас находится подлодка Sindukesari, которой в 2015 году исполнилось 27 лет. Это судно было построено Ленинградским адмиралтейским объединением (ныне АО «Адмиралтейские верфи») в 1988 году, и в 1999-2001 годах предприятие уже выполняло первый средний ремонт с модернизацией этой субмарины.

Из десяти «Палтусов» российской постройки девять — по-прежнему в строю (за исключением субмарины Sindhurakshak, взорвавшейся в августе 2013 года в порту Мумбая). А после второго ремонта срок их службы может быть продлен еще на десять лет, что специалисты расценивают как показатель надежности проекта. Однако за последние 15 лет в состав ВМС Индии не вошло ни одной новой ДЭПЛ. Основной же геополитический противник страны — Пакистан — заказал в конце 2015 года у Китая восемь новейших неатомных субмарин типа 041 (четыре из которых будут построены на верфи мегаполиса Карачи, а четыре — на судостроительных верфях КНР). Индии предлагается комбинированный вариант, предусматривающий строительство хотя бы одной подлодки 636-го проекта на российских верфях: время создания одной субмарины такого класса, включая испытания, составляет до трех лет. Чтобы развернуть подобные мощности в Индии, потребуется «значительное время», утверждает один из источников «Ъ»: «Они хотят получить новые подлодки как можно быстрее».

По сведениям «Ъ», возможные кандидаты на место в совместном российско-индийском предприятии — частная верфь Pipavav холдинга Reliance Defence и верфь Larsen&Toubro. Собеседники «Ъ», близкие к переговорам, отмечают, что владелец первой верфи — промышленник Анил Амбани — имеет очень серьезные лоббистские возможности в правительстве Индии и имеет прямой выход на премьера страны Нарендру Моди. Технические возможности второй верфи в большей степени устраивают российских переговорщиков, однако окончательное предложение должны сформировать индийские военные и правительственные чиновники. «Нам, конечно, было бы выгоднее продавать подлодки без трансферта технологий — тогда мы получаем «живые» деньги,- говорит высокопоставленный чиновник, причастный к военно-техническому сотрудничеству.- Но система изменилась: все хотят получить доступ к воспроизводству продукции, а не совершать разовые закупки. И мы вынуждены этот доступ давать — иначе мы потеряем рынок».

Елена Киселева, Иван Сафронов

Источник