Ростех: новая промышленная революция






Ростех
Источник: rostec.ru

На ПМЭФ 2016 стенд Госкорпорации представляет исторический путь развития промышленности России

Сегодня Россия уверенно реагирует на глобальный вызов нашего времени – смену технологических укладов и переход к новому, шестому, укладу. Ведь без эффективной и конкурентоспособной в просторах открытой мировой экономики промышленности у страны нет будущего.

Для становления в качестве промышленной державы Российской Федерации с нуля начинать не надо. Отечественная промышленность, несмотря на сложности, никогда не имела недостатка в творческом потенциале и оригинальных идеях.

Стенд Ростеха на ПМЭФ 2016 представляет посетителям историческую ретроспективу промышленности России – судьбу страны, ее героических тружеников и легендарных предприятий, а также взгляд в будущее.

Изначальный рывок

Накануне первой индустриальной глобальной войны экономика России – на начальных стадиях индустриализации. В начале ХХ века по производству промышленной продукции на душу населения Россия продолжала находиться на уровне Италии и Испании, уступая во много раз передовым индустриальным державам. В стране по-прежнему значительно преобладало сельскохозяйственное производство над промышленным. К примеру, структура экспорта в 1913 году: 57,4% приходилось на сельское хозяйство, 37% – на сырьевой сектор, и всего 5,6% – на фабрично-заводскую промышленность.

В 1921 году вводится план интенсивного перевооружения и переориентации экономики страны на тяжелое машиностроение. «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», – скажет тогда Сталин.

Первые две пятилетки ставили целью создание новейших отраслей: авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной, электротехнической – и смежных производств. К 1933 году требовалось построить и реконструировать около 1500 крупных индустриальных объектов.

Для развития новой промышленности требовались высококвалифицированные кадры. Началась борьба с безграмотностью. За годы первых двух пятилеток были обучены грамоте 40 млн человек, уровень грамотности в СССР достиг 81%.

Путем огромных лишений всего за десять лет страна из аграрной стала индустриальной державой мирового уровня. Рост производства впечатлял. К примеру, в 1935 году в стране выпускалось около 95 тыс. автомобилей, а уже в 1939-м – более 200 тыс.

Сверхусилие

Даже в сложнейший период, во время Великой Отечественной войны, страна добивалась невозможных результатов, во многом благодаря отчаянному труду целого поколения героев – фронта, труда, науки.

В эти годы происходит массовая миграция промышленности – экстренное перемещение гигантских объемов производства, кадров, инфраструктуры. За второе полугодие 1941 года на восток только по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятия. Около 70% разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане, остальные – в Поволжье и Восточной Сибири.

В военный период рост промышленности впечатлял. К примеру, только боевых самолетов было выпущено более 95 тыс. единиц.

Несмотря на войну, в стране не прекращали действовать ключевые научные институты. Во многом открытия, совершенные в эти годы, позволили приблизить победу. Ряд открытий того времени был удостоен Нобелевской премии, заложил целые направления научной и промышленной деятельности. Среди значимых открытий военных лет – пенициллин из плесени, взятой со стены одного из бомбоубежищ Москвы. Пенициллин стал чудом для полевых врачей и спасительным шансом для многих раненых бойцов.

Множество предприятий, входящих сегодня в Ростех, также работали на победу. Ижевский механический завод стал главной кузницей оружия России и выпускал 20 видов военной техники. В заводских цехах в годы войны производились револьверы системы Нагана, пистолеты Токарева, противотанковые ружья Дегтярева и Симонова.





Уральский оптико-механический завод холдинга «Швабе» за годы войны произвел и поставил фронту десятки тысяч оптических приборов. Именно здесь производили приемники к пулемету максим и узел затвора к легендарной «Катюше».

И в послевоенные годы предприятия, входящие ныне в Ростех, продолжают удивлять новинками: в 1949-м был принят на вооружение автомат Калашникова, в 1952 году создан первый отечественный зеркальный фотоаппарат «Зенит», в 1957 году – советский фотоаппарат АФА-39, который осуществил первую в мире съемку поверхности Земли с высоты 200 км.

Гонка технологий

За короткий промежуток времени титаническая гонка технологий двух блоков вытолкнула человека в космос, провела по самой грани термоядерного апокалипсиса, подарила научные открытия и свершения инженерной мысли, которые стали опорой нашей цивилизации.

Отечественные технологии из ОПК и космической сферы продолжали удивлять мир. В эти годы были созданы, пожалуй, одни из лучших оборонных разработок, которые стали основой нашей оборонки сегодня. К примеру, в 1979 году встал на боевое дежурство первый полк С-300, в 1977 году на парижском авиасалоне был показан Ил-86 – первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет.

С 1985 года началась эксплуатация истребителя Су-27. Именно он стал основой для таких самолетов, как палубный истребитель Су-33, многоцелевые истребители Су-30 и Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и др.

Можно сказать, что ограничения политического характера стали причиной нашего отставания в ИТ-сфере. А ведь еще в 1970-х годах был создан советский суперкомпьютер «Эльбрус», который стал первой в мире коммерческой ЭВМ, применявшей суперскалярную архитектуру. Ее массовое применение за рубежом началось только в 1990-х годах с появлением на рынке доступных процессоров Intel Pentium.

От экспортного успеха к распаду

Рубеж 1970-80-х годов – это время наилучших показателей по экспорту технологической продукции. Почти одну треть экспорта составляла наукоемкая продукция машиностроения и военной промышленности. Однако структура экспорта страны изменялась в пользу сырьевой продукции при неуклонном снижении доли товаров промышленного производства.

Это стало прямым итогом сочетания внешнеэкономической конъюнктуры и неготовности внутренних процессов начать внедрение элементов рыночной экономики – модели экономики, способной обеспечить устойчивый экономический рост на этапе зрелого индустриального общества и переход к постиндустриальной экономике. Этот переход происходит только сейчас, почти на 30 лет позже возможного.

В целом до начала периода обвального распада продолжалась борьба за право возглавить очередную волну научно-технической революции. К примеру, хорошие результаты были в военной авиации. Тогда уже появились идеи о создании истребителя пятого поколения. Для проекта такого самолета НПО «Сатурн», входящее ныне в Ростех, разработало двигатель АЛ-41Ф, который позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Одна из его модификаций устанавливается сегодня на российский истребитель Су-35. На основе АЛ-41Ф был также создан двигатель для ПАК ФА.

В 1976 году было принято решение о развертывании космической навигационной системы «Ураган», которая стала прототипом ГЛОНАСС. Среди других космических успехов тех лет – это, конечно же, программа создания многоразовой транспортной космической системы «Энергия – Буран». Она стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики: в течение 19 лет над ее осуществлением работало 1286 организаций, в том числе и предприятия, ныне входящие в Ростех.

Отечественная промышленность отнюдь не имела недостатка в творческом потенциале и оригинальных идеях, даже в 1990-х годах, несмотря на уже разразившийся в полной мере социальный и экономический кризис. Но перспективные разработки зачастую не доходили до промышленного производства, а то и вовсе оставались на бумаге или в единственном экземпляре.

Глобальный конкурент и продукты будущего

В сложные 1990-е многие отечественные исследовательские центры создавали свои концепции собственными силами, без должной поддержки со стороны государственных структур. Это, конечно, позволяло наработать перспективные технологии и хоть как-то сохранить исследовательский потенциал, но не более. К концу XX века промышленность России оказалась в ситуации глубокого кризиса, в условиях которого простым вливанием денег добиться принципиального изменения ситуации в производственном секторе было уже невозможно.

С целью консолидации всех научно-промышленных очагов страны в 2007 году руководством России было принято решение о создании Госкорпорации Ростех, которой была передана значительная часть промышленных активов страны. Перед созданным технологическим гигантом стоят задачи вывода из системного сбоя, в котором находится российская промышленность, возрождения целого комплекса наукоемких отраслей промышленности: авиация, электро- и радиоэлектронная промышленность, автомобилестроение, судостроение, космос, медицина.

Сегодня Ростех – это 700 организаций в 60 регионах страны, а число сотрудников – около полумиллиона человек. За время своего существования корпорация добилась серьезных результатов. Бренд Ростеха неразрывно связан с наукоемкой промышленностью России.

В стратегии до 2025 года Госкорпорация ставит перед собой амбициозные задачи. Это в первую очередь переход от «железа» к интеллекту и выход на быстрорастущие глобальные рынки «умной» продукции. Новая стратегия предполагает конкуренцию «из будущего» – не догонять, а создать себе место в новом технологическом укладе, который формируется на наших глазах.

Среди других целей корпорации – наращивание доли гражданской «умной» продукции до 50%, что неразрывно связано с развитием и диверсификацией отечественной экономики и страны в целом. Уже сегодня на предприятиях Ростеха создается не только конкурентоспособная и востребованная на мировом рынке военная техника, но и те инновационные продукты и услуги, которые будут применяться в будущем, улучшая жизнь людей и страны.

Среди последних новинок, к примеру, самый большой российский беспилотный летательный аппарат, который разработан концерном «Калашников». Он будет патрулировать государственные границы, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.

Другой пример беспилотника, уже на земле, – это беспилотный КАМАЗ. Скорость движения авторобота во время последних испытаний дошла до 60 км/ч. Разрабатываемый комплекс призван обеспечить автоматическую работу транспорта будущего.

Ростех ведет разработки перспективного скоростного вертолета, максимальная скорость которого превысит 400 км/ч, что принято считать технологическим пределом для вертолета. Еще одной особенностью проектируемой машины должна стать достаточно большая дальность перелетов – более 1000 км.

Не только в небе и на суше, но и под водой внедряются новые технологии. Одним из КБ Ростеха построен подводный роботизированный аппарат «Глайдер», который может патрулировать акваторию, осуществлять забор проб воды и определять уровень загрязнения, производить фотосъемку объектов. Новейшие технологии позволяют роботу ориентироваться на глубине без сигналов ГЛОНАСС, недоступных, как известно, под водой.

Одна из важнейших задач – это исправить отставание в ИТ-сфере. Ростех выступил организатором первой ИТ-конференции, предприятия Госкорпорации создают вполне конкретные и конкурентоспособные разработки.

Так, например, в области суперкомпьютерных вычислений была создана сеть «Ангара», которая способна объединить в единую высокоскоростную сеть суперкомпьютерные ресурсы для решения сложнейших вычислительных задач. По своей функциональности, производительности и надежности «Ангара» сопоставима с современными разработками мировых лидеров в этой области (Cray, IBM, Mellanox).

Из последних разработок – линейка отечественных процессоров «Эльбрус». Помимо высокой производительности, которая составляет 250 Гфлопс, процессор можно применять для замещения импортных вычислительных систем там, где этого требуют соображения информационной безопасности и технологической независимости. На базе процессора будут созданы рабочие компьютерные станции, ноутбуки, сервера.

Такой термин будущего, как неинвазивный нейроинтерфейс «мозг – компьютер», тоже вполне конкретная разработка Госкорпорации. Нейроинтерфейс «мозг – компьютер» позволяет управлять «силой мысли». Эта технология открывает новые возможности для медицины в области протезирования и реабилитации инвалидов с различными моторными нарушениями, а также для развития российской робототехники в целом.

На предприятиях Госкорпорации был разработан и ПД-14 – это первый отечественный двигатель для гражданской авиации за 30 лет и первый авиадвигатель, созданный в стране после распада СССР. Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в Ростех, по праву признана лидером отрасли не только в нашей стране. Достаточно вспомнить, что американская ракета-носитель среднего класса «Антарес», предназначенная для доставки грузов на МКС, оснащается двигателем Ростеха – НК-33.

Среди новинок и проекты, направленные на сохранение экологии. Например, создание солнечного лазера – космического аппарата, который будет преобразовывать солнечную энергию в лазерный луч и передавать ее на Землю, где он будет преобразовываться в электроэнергию. Ростех уже создал прототипы необходимого оборудования. Сейчас проект находится на стадии проработки возможности реализации первой действующей модели.

Перечисление инновационных продуктов, которые создаются предприятиями Ростеха, можно продолжить. Сегодня очевидно, что Россия успешно реагирует на глобальный вызов нашего времени – смену технологических укладов и переход к новому, шестому, укладу.

Источник