Пять вопросов о новом самолете






Церемония выкатки первого опытного образца среднемагистрального самолета МС-21-300
Источник: Марина Лысцева / fotografersha.livejournal.com

Зачем России «МС-21»

В Иркутске показали опытный образец нового российского самолета — среднемагистрального лайнера МС-21. С его помощью Россия надеется потеснить на мировом рынке Boeing и Airbus.

Что такое МС-21?

МС-21 (магистральный самолет XXI века) — первый российский среднемагистральный самолет, вторая после Sukhoi Superjet-100 масштабная отечественная разработка в гражданской авиации со времен СССР. Дальность полета нового лайнера будет составлять 6-6,4 тыс. км в зависимости от модели.

С начала 2000-х МС-21 разрабатывали в АО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут»: обе компании контролируются государственной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). ОАК, в которую входит около 30 компаний, занимается разработкой, производством и послепродажным обслуживанием самолетов военного и гражданского назначения.

Планируется, что МС-21 заменит в парке российских авиакомпаний Ту-154 и Ту-204. В регулярной эксплуатации сейчас находится около 15 Ту-154 и примерно 20 Ту-204, отмечает партнер консалтинговой компании Concuros Дмитрий Миргородский. Кроме того, МС-21 может прийти на смену уже устаревшим Boeing 737-300/400/500, считает эксперт: парки российских авиакомпаний насчитывают около 50 этих моделей, а их возраст приближается к критическим 15-20 годам.

Пока разрабатываются две версии самолета: МС-21-300 на 163-211 мест и более компактный вариант лайнера — МС-21-200 на 132-165 мест.

Презентация опытного экземпляра не означает, что самолет готов к эксплуатации. Летные испытания запланированы на конец 2016 года, а начало серийного производства — на 2017 год. С 2020 года «Иркут» планирует ежегодно производить по 20 самолетов МС-21, с 2023 года — нарастить производство до 70 машин в год.

Сколько стоило создание нового самолета?

Создание МС-21 обошлось в 100 млрд руб., сообщил президент ОАК Юрий Слюсарь после церемонии выкатки лайнера. «Из них порядка 80% — это деньги от государства в виде разной помощи, 20 млрд руб. — это собственные средства, которые корпорация израсходовала на этот проект», — отметил он. Выручка госкорпорации за 2015 год составила 352 млрд руб., чистый убыток — 109 млрд руб.





Создание самолета с нуля в общей сложности требует до $15 млрд инвестиций (свыше 950 млрд руб. по текущему курсу), говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

Для сравнения, объем инвестиций в создание Sukhoi Superjet-100 составил «порядка $2 млрд», говорил бывший глава ОАК Михаил Погосян в интервью газете «Ведомости». Официальная презентация Sukhoi Superjet состоялась в сентябре 2007 года, а первые поставки начались в 2011-м, то есть спустя четыре года после выкатки. С тех пор произведено чуть более 100 самолетов, говорит Миргородский.

Зачем России новый самолет?

«Государств, в которых развито авиастроение, не очень много. Это называется высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой лиги исчезнуть», — заявил премьер Дмитрий Медведев на церемонии выкатки опытного образца самолета.

Семейство МС-21 ориентировано на самый востребованный сегмент мирового рынка пассажирских самолетов — узкофюзеляжные среднемагистральные самолеты, говорит Синицкий. При этом МС-21 и Sukhoi Superjet-100 рассчитаны на разные рынки, подчеркивает эксперт: по мировой классификации Superjet является региональным самолетом, и его вместимость почти вдвое меньше, чем у МС-21.

Эксперты Boeing в своем прогнозе авиарынка на 2015-2034 годы отмечали, что рынок узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов лидирует по темпам роста и остается крупнейшим сегментом в авиастроении. По прогнозам Boeing, в ближайшие два десятилетия авиакомпаниям потребуется почти 27 тыс. подобных воздушных судов. Эти самолеты являются основой мирового парка авиакомпаний, перевозя до 75% пассажиров по более чем 70% маршрутов. Увеличение данного сегмента происходит за счет роста лоукостеров и традиционных авиакомпаний на развивающихся рынках, сказано в отчете Boeing.

Сейчас рынок, по сути, примерно поровну поделен между двумя игроками — Boeing и Airbus, говорит Миргородский: в год они производят примерно 6 тыс. самолетов. По его словам, производство на 100% обеспечено заказами, которые распределяются на несколько лет вперед.

При этом «Иркут» до 2035 года рассчитывает выпустить примерно 1080 самолетов, говорил вице-президент компании Кирилл Будаев. По его словам, 300-350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650-700 — на внешнем.

Кто готов купить новые самолеты?

Первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланирована на конец 2018 года, сообщило «РИА Новости» со ссылкой на информационные материалы к презентации самолета.

«Иркут» уже получил заказы с предоплатой на 175 лайнеров, в том числе 50 самолетов заказал «Аэрофлот» (через лизинговую компанию «Авиакапитал-Сервис» — «дочку» «Ростеха»), 30 — «ВЭБ-лизинг», 50, с опционом еще на 22 машины, — «Ильюшин Финанс», сообщал ТАСС. 35 самолетов «Авиакапитал-Сервис» заказал для нужд государственных структур (МЧС, Минобороны и др.), подтверждал «Ростех». Еще по 100 самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения, сообщила ОАК.

Первым иностранным заказчиком могут стать «Азербайджанские авиалинии». В среду, 8 июня, перевозчик подписал меморандум с «Ильюшин Финанс» о заинтересованности в покупке до февраля 2017 года десяти самолетов МС-21. Также заключено соглашение о намерении с египетской Cairo Aviation на поставку до десяти самолетов.

У «Иркута» есть соглашение с индонезийской Crecom Burj Berthad, рассказывал бывший президент корпорации Алексей Федоров. Идут переговоры о поставке самолетов авиакомпании Air Tanzania, сообщало «РИА Новости». Интерес проявляли Саудовская Аравия и Иран, говорили в ОАК.

Чем МС-21 превосходит конкурентов?

Основными конкурентами МС-21 станут Boeing 737 MAX и Airbus-320 Neo, считает Синицкий. Сравнивать МС-21 с конкурентами как по техническим характеристикам, так и по цене еще рано, подчеркивает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: впереди этап летных испытаний и сертификации. Сказать что-то конкретное можно будет после того, как будет реализована первая партия в 100 самолетов, считает Рыбак.

Каталожная стоимость нового российского самолета составляет от $85 млн, сообщал ТАСС. У Airbus-320 Neo она начинается с $90 млн, у Boeing 737 MAX — со $100 млн.

По мнению Синицкого, пока можно говорить только о технических преимуществах: у российского лайнера — более широкий фюзеляж, что увеличивает комфортабельность салона и сокращает время посадки и высадки пассажиров. МС-21 позволит авиакомпаниям на 20% сократить время оборота воздушного судна в аэропорту, говорится на сайте «Иркута». Кроме того, вместимость МС-21 больше, чем у конкурентов, на 10-15 мест в зависимости от комплектации.

В материале к презентации самолета пресс-служба «Иркута» указывает, что эксплуатация МС-21 может снизить расходы перевозчиков на 12-15%. Возможно, за счет большей топливной эффективности, рассуждает Миргородский: МС-21 — первый российский самолет с широким использованием композиционных материалов, что делает его более легким.

Сергей Титов

Источник