Путин готовит нацпроекты к выборам


Владимир Путин
Источник: РИА Новости

До 2019 года на приоритетные проекты будут тратить по 160 млрд рублей в год

Новые нацпроекты обойдутся ежегодно в сумму около 160 млрд руб. с 2017 по 2019 год — это следует из бюджетных проектировок Минфина. На фоне сокращающихся расходов на эти проекты перераспределят до 1% бюджета. Во вторник и среду Минфин завершит цикл согласований. Бюджетополучателям, не попадающим в приоритетные проекты, бюджетная конструкция сохраняется жесткой: заморозка всех расходов на уровне 15,78 трлн руб. на всю трехлетку и сохранение дефицита бюджета не выше 3% ВВП.

Новые проекты вместо старых расходов

Бюджетные расходы формируются с учетом обязательного «резервирования бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ», говорится в нормативных материалах Минфина по подготовке федерального бюджета на 2017-2019 годы, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru».

На 2016 год бюджетные расходы утверждены на уровне 16,1 трлн руб. В начале июля правительство снизило их объем на 2017-2019 годы до 15,78 трлн руб. В процентах заморозка расходов Минфином описана так.

Бюджетные ассигнования в 2017-2019 годах «уменьшаются на 6, 9 и 11% соответственно». Для Минобороны предусмотрено ежегодное сокращение расходов на 6% в течение всей трехлетки.

«Резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ» включено в общую долю сокращенных расходов всех бюджетополучателей, включая Минобороны, сообщается в материалах Минфина.

Другими словами, ежегодно из общей суммы расходов на проекты будут выделяться около 160 млрд руб.

Подготовкой новых нацпроектов занимается президиум совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, возглавляемый премьер-министром Дмитрием Медведевым. Официально этот совет Владимир Путин создал 30 июля. Но, как следует из материалов Минфина, решение о резервировании в 2017-2019 годах 1% расходов бюджета на приоритетные проекты было принято Дмитрием Медведевым еще 25 декабря 2015 года.

Дмитрий Медведев 24 августа 2016 года анонсировал начало подготовки проектов по 11 приоритетным стратегическим направлениям.

Меньше чем за месяц, 2 сентября, правительство приняло за основу предложение нового министра образования Ольги Васильевой по подготовке приоритетных проектов «Современная образовательная среда для школьника», «Современная цифровая образовательная среда», «Рабочие кадры для передовых технологий» и «Вузы как центры пространства создания инноваций».

В пятницу, 9 сентября, Белый дом опубликовал решение о начале подготовки приоритетных проектов по направлению «Здравоохранение» и «Экология». Так, по экологическому направлению предлагается проработать «вопросы расширения охвата проекта «Чистая страна». Речь идет о запуске пилотных проектов «по переработке твердых бытовых отходов с применением современных технологий и решению вопросов поставки вырабатываемой мусороперерабатывающими заводами электрической и тепловой энергии», говорится на сайте правительства.

В понедельник, 12 сентября, Дмитрий Медведев сообщил о начале подготовки проекта «Городская среда». Возможная стоимость всех этих проектов и источники их финансирования в официальных сообщениях правительства не указываются.

Национальные проекты Кремль и правительство уже запускали в 2005 году, накануне избрания Дмитрия Медведева в президенты в 2008-м. В 2006 году расходы на эти проекты оценивались также в размере 160 млрд руб. в год, но уже в 2007-м превысили 200 млрд руб.

Последний разговор о расходах

Последняя возможность ведомствам обсудить с Минфином свои расходы, не попавшие в новые нацпроекты, представляется 13-14 сентября. В эти дни представителей министерств и ведомств ждут в Минфине с 10.00 до 19.00 для обсуждения несогласованных запросов об увеличении бюджетных ассигнований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В эти дни пройдут заседания рабочей группы бюджетной комиссии, возглавляемой министром финансов Антоном Силуановым.

Как следует из графика рассмотрения несогласованных вопросов бюджета, разосланного по министерствам в пятницу, 9 сентября, первым замминистра финансов Татьяной Нестеренко, с учетом перерывов на обед и кофе на обсуждение каждой госпрограммы 13 сентября отводится по 21,4 минуты. На следующий день время защиты сокращено до 18,3 минуты. Претензии есть у всех бюджетополучателей, включая ФСБ, прокуратуру, Верховный суд и администрацию президента. По плану за два дня предлагается согласовать 48 госпрограмм и вопросов непрограммного финансирования.

Комиссия начнет свое заседание во вторник с обсуждения двух программ Минсельхоза по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса и завершит работу обсуждением секретных вопросов, связанных с обороной и безопасностью, в среду, отмечается в сообщении Минфина.

Протесты не принимаются

Заморозка расходов, обернувшаяся их реальным сокращением, и одновременная необходимость перераспределить расходы в пользу новых проектов существенно изменили бюджетный процесс 2016 года.

Новые национальные проекты готовятся под президентские выборы 2018 года, говорит один из участников бюджетного процесса.

По его словам, выборы в Госдуму бюджет не затронули, но бюджет в этом году оказался под запретом для дискуссии как никогда до этого. Дискуссии нет даже среди участников самого бюджетного процесса.

Последний яркий демарш против предлагаемой бюджетной конструкции предпринял экс-министр образования Дмитрий Ливанов, пригрозивший на совещании у Дмитрия Медведева в июле сократить на 40% бюджетные места в вузах и начать увольнять ученых.

В августе министр был уволен.

Но денег на старые расходы рискуют не найти не только в Минобразовании. Так, финансирование госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья в бюджетных проектировках сократилось в 20 раз от запланированного уровня.

На отдельную госпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны денег не нашлось вообще. Эта программа и раньше не имела самостоятельного финансирования — ее мероприятия оплачивались из общих расходов отраслевых госпрограмм, то есть также может подвергаться секвестру.

Приоритетные проекты не нуждаются в рекламе

Сокращения расходов запланировано даже на пропаганду. Минкомсвязи предложено сократить расходы на бюджетные субсидии МИА «Россия сегодня» и ТАСС «в объеме, равном объему необоснованных (дублирующих) расходов государственных информагентств в процессе развития интеграции их информационных ресурсов», говорится в материалах Минфина. «Российская газета» полностью лишится субсидий на льготное распространение своего тиража. В 2016 году такая субсидия составляла 1,5 млрд руб.

В дополнительных заявках на бюджетное финансирование государственных телеканалов также отказано. ВГТРК, ТВ-Новости, ТТЦ «Останкино» и АНО «Общественное телевидение России» предлагается предусмотреть бюджетные ассигнования в объеме, «не превышающем потребности в финансовом обеспечении расходов, связанных с производством социально значимого программного продукта».

Субсидии на возмещение затрат на оплату услуг связи вещателям обязательных общедоступных телеканалов предлагается сократить. По мнению Минфина, в 53 регионах с охватом населения вещанием первым мультиплексом не менее 98% аналоговой трансляции можно заменить эфирной наземной цифровой трансляцией.

В Минфине отказались комментировать свои документы. Представитель ведомства подтвердил только, что рабочая группа бюджетной комиссии 13-14 сентября действительно рассмотрит несогласованные бюджетные вопросы с другими ведомствами. «За рамки предельных объемов бюджетных ассигнований мы выходить не будем и не можем этого сделать. У Минфина есть общее понимание всей бюджетной конструкции, которая должна отвечать требованиям макроэкономической стабильности, сдерживать рост дефицита бюджета и сохранить резервы», — сказала представитель ведомства. По ее словам, «при возникновении дополнительных заявок к уже распределенным лимитам ведомствам будет предложено найти источники финансирования у себя».

Петр Нетреба

Источник