По скафандру протягивай ножки


Пилотируемый корабль «Союз TMA-15M» после отстыковки от МКС
Источник: NASA

Урезанный бюджет – шанс найти новые подходы к выполнению космических программ

Из-за ограниченного финансирования космических программ приходится изыскивать альтернативные выходы из положения. На ум приходят два простых варианта если и не полного решения денежного вопроса, то значительного снижения остроты проблемы. Это своего рода две стороны одной медали: первая – выбор приоритетов и жесткая экономия на второстепенных проектах, вторая – внебюджетное финансирование через осуществление коммерческих инициатив, так или иначе связанных с космосом.

Вместо упорной каждодневной работы над ростом реальной экономики Минфином выбран очень опасный и порочный путь наименьшего сопротивления, а именно – радикального сокращения расходных статей бюджета. Под нож уже попали социальные программы, наука и культура, медицина, инфраструктурные проекты… Под угрозой сокращения Госпрограмма вооружения и Федеральная космическая. Если первую еще только хотят уполовинить, то вторую уже секвестрировали и грозятся урезать еще.

Космодром подешевле

Необходимость умерить отраслевые траты – дело вынужденное и не зависит от желания руководителей Роскосмоса. Но прежде чем говорить об этом, следует четко определиться, на чем можно сэкономить, а на чем категорически нельзя. Народная мудрость гласит: не экономь, покупая дешевое, – экономь, не покупая лишнее. Подход понятен, остается только грамотно определить, что действительно лишнее. Начнем с космодромов. Без них нет и не может быть космонавтики как таковой. От их стабильного функционирования напрямую зависит уровень достижений в освоении внеземного пространства. И еще они являются одной из самых затратных статей космического бюджета. Их содержание и развитие требуют огромных ресурсов. Поэтому важно не допускать просчетов в создании и модернизации инфраструктуры.

Российские ученые получат спутник на орбите Марса с затратами минимум в десять раз меньше, чем при традиционном подходе

Начнем с космодрома Восточный. Сведения о цене его строительства противоречивы. Согласно официальным данным создание космодрома предварительно оценили в 450 миллиардов рублей, однако практика возведения подобных знаковых сооружений говорит об устойчивой тенденции к значительному превышению первоначальной сметы. Особенно если учесть удаленность объекта от многих поставщиков оборудования и материалов. Между тем затраты на новый космодром реально если не уменьшить, то хотя бы растянуть во времени, причем без срыва сдачи основных объектов и, как следствие, запланированных дат пусков.

Например, с открытием на Восточном полноценного аэропорта вполне можно повременить, что сделает финансирование и строительный процесс более ритмичными. Это позволит выиграть лет 8–10. В дальнейшем, когда начнутся массовые пуски, в том числе коммерческие и с международным участием, дойдет очередь и до аэропорта. Пока же для быстрой доставки грузов на стартовый комплекс (СК) предлагается задействовать прекрасный военный аэродром «Украинка», находящийся в 70 километрах по автотрассе «Амур».

На первых порах вполне можно ограничиться одним СК под тяжелую РН «Ангара». А когда запуски станут чаще, будет видно, потребуется второй или нет.

На Байконуре ситуация прояснится к этой осени после выбора и утверждения Казахстаном окончательного варианта развития проекта «Байтерек». Тогда поймем, что оставить в пользовании, а от каких объектов можно безболезненно отказаться. Есть вариант передачи Казахстану части наземной инфраструктуры с одновременным снижением арендной платы за пользование площадкой.

На космодроме Плесецк военные хотели бы получить второй СК для «Ангары». Однако с учетом реалий госфинансирования более разумно частичное «переформатирование» планов Космических войск. А именно: в советский период здесь функционировали целых четыре СК для РН «Союз». Сейчас планируется оставить два. Спрашивается, почему бы один из оставшихся не переделать под легкий вариант РН «Ангара»? Пока ему приходится стартовать с СК, который предназначен для тяжелого носителя. Существуют риски разрушения дорогостоящей наземной инфраструктуры (при аварии РН на старте). Недавний взрыв американской «Антарес», разнесший СК полностью, показал реальность данной угрозы. С учетом уже имеющегося задела переделать «союзовский» старт под легкую ракету не потребует больших денег. Такая модернизация обойдется ориентировочно в десятки раз дешевле создания дополнительного СК для тяжелой «Ангары».

Назначенцы на потоке

Очень опасная тенденция последнего времени – утверждение на должности руководителей предприятий отрасли людей, не имеющих специального технического образования. Как правило, это экономисты, менеджеры, юристы… Желание руководства Роскосмоса видеть на этих постах доверенных людей понятно. Точнее, понятно с точки зрения личных связей, но абсолютно неприемлемо для дела. Очень сомнительно, что назначенцы, умеющие лишь рулить денежными потоками, способны грамотно решать сложные технические задачи.

Мало того, многие новоявленные директора рассматривают свою вотчину исключительно как кормушку, не особо заботясь о вверенном им деле, в котором не особо и смыслят. Как правило, деятельность на посту они начинают с назначения себе любимым непомерных и ничем не обоснованных окладов. Предшественникам, заслуженным людям, докторам наук и даже академикам, подобные вознаграждения и не снились. Как пример можно привести наделавшую шума информацию о новом руководстве воронежского КБХА, назначившем себе зарплаты, явно не соответствующие средней по предприятию.

К сожалению, это становится типичным в отечественной промышленности. За последние годы сформировался целый класс управленцев, неспособных, но готовых руководить предприятием любого профиля, лишь бы иметь доступ к деньгам. При этом создается впечатление, что молодая плеяда «ударников капиталистического труда» абсолютно не собирается нести ответственность за результаты своей деятельности.

Руководство Роскосмоса просто обязано взять этот вопрос на жесткий контроль и навести порядок как можно оперативнее. Ведь речь идет о многих миллионах рублей перерасхода.

Также представляется разумной система персональной ответственности руководителей всех звеньев управления, аналогичная введенной в силовых структурах. Если назначенный работник не справился с обязанностями (допустим, сорвал госзаказ), будет уволен не только он сам, но и тот начальник высшего звена, который утвердил в должности провалившего дело.

К Марсу налегке

Перспективное направление – поиск экономичного доступа в космическое пространство. Сейчас, по примерным подсчетам, выведение одного спутника связи на геостационарную орбиту обходится заказчику в 60–80 миллионов долларов.

Солнечная электродвигательная установка (СЭДУ) с использованием теплового двигателя, разработанная в Исследовательском центре им. Келдыша, позволяет вдвое повысить эффективность ракеты-носителя и на столько же удешевить запуск космических аппаратов. Используется она фактически как разгонный блок. Внедрение разработки позволит доставлять на геостационарную орбиту за один старт по два тяжелых спутника вместо одного. Пока на мировом рынке пусковых услуг подобное удается только европейской компании «Арианспейс». С помощью СЭДУ наша РН «Протон-М», а затем и «Ангара» будут более чем конкурентоспособны по сравнению с европейскими, китайскими и индийскими аналогами, не говоря уже про непомерно дорогие американские (исключая РН «Илона Маска») и японские.

СЭДУ прекрасно стыкуется с легкими носителями. При этом появляются уникальные возможности по доставке с помощью конверсионной РН «Рокот» космических аппаратов весом в полтонны на геостационарную орбиту, что прежде просто исключалось из-за недостаточной энергетической эффективности носителя.

Как тут не вспомнить подзабытую концепцию «Прагматичный космос», разработанную в голодные для экономики страны 90-е корпорацией «НПО машиностроения». Предполагалось делать недорогие спутники малого класса и использовать для их доставки на орбиту конверсионные РН. И сегодня многие обозначенные в «Прагматичном космосе» направления остаются вполне актуальными. Да, за прошедшие годы сотни снятых с боевого дежурства стратегических ракет банально утилизировали. Но к началу 2020-х высвободятся почти все оставшиеся ракеты советского производства. Будет на чем летать!

Прорывная разработка ИЦ им. Келдыша позволяет отправлять легкие научные КА и в дальний космос: к Луне, Марсу, Венере… Достаточно сделать аппарат и запустить его на уже готовой и фактически бесплатной конверсионной РН. Таким образом, российские ученые получат спутник на орбите Марса с затратами минимум в десять раз меньше, чем при традиционном подходе. Уникальная разработка дает соответствующую экономию средств. И такая возможность сейчас есть только у России.

Небоскреб с парашютом

Можно с уверенностью сказать, что в каждом из предприятий, подчиняющихся Роскосмосу, имеются наработки прорывного характера. Их там целые залежи, причем они могут быть использованы как по прямому назначению, так и в гражданской сфере. Не мешало бы провести ревизию для выявления наиболее перспективных.

Обсудим лишь одну. Химкинское НПО им. Лавочкина еще лет десять назад представило уникальное надувное устройство «Спасатель» для аварийной эвакуации людей из высотных зданий. Разработка базируется на космической технологии, но предназначена для решения сугубо земных задач, позволяя гарантированно спасти людей из небоскреба, охваченного огнем. Сразу вспоминаются события 11 сентября 2001-го, когда террористы уничтожили нью-йоркские башни-близнецы. Тогда погибли около 3000 человек. Большинство – выпрыгивая из окон с большой высоты. Будь там «Спасатель», число жертв было бы в десятки раз меньше.

Само устройство в сложенном виде похоже на ранец и при использовании не требует специальных навыков. В случае опасности его необходимо надеть на спину как спасательный жилет, выйти на балкон или сесть на окно спиной наружу и дернуть за рычаг. Газ из баллончика наполнит устройство, которое станет жестким и приобретет коническую форму, став похожим на большой волан для бадминтона. Сам спасаемый человек окажется внутри этого «воланчика», который при спуске будет защищать его от огня и ударов о конструкции здания. Через несколько секунд спасенный благополучно приземлится. Правда, здорово?!

Но какова же судьба изобретения? Устройство «Спасатель» многократно демонстрировалось на выставочных площадках в России, за рубежом. Изобретение произвело фурор прежде всего своей оригинальностью. Некоторые известные люди пытались лоббировать его производство, но воз, как говорится, и ныне там. Известный летчик Магомед Толбоев, Герой России, предложил самостоятельно опробовать устройство при спуске из стратосферы, но финансисты оказались сильнее этого уважаемого и мужественного человека. Денег не нашлось даже на испытания.

Между тем модель в масштабе 1:1 с манекеном человека удалось протестировать, сбрасывая его с различной высоты. Что интересно, чем она больше, тем безопаснее полет и приземление. Мы наблюдаем бум строительства небоскребов. Особенно активно они возводятся в Китае и на Ближнем Востоке, да и в России тоже. Однако стопроцентную безопасность их обитателей никто не гарантирует. Так что спрос на «Спасателя» лежит, что называется, на поверхности.

И последнее – сколько денег требуется для серийного производства «Спасателя». В личной беседе один из разработчиков назвал смехотворную сумму: менее двух миллионов долларов. Согласитесь, это просто крохи, которые молниеносно окупятся, учитывая заботу о безопасности «небожителей», по крайней мере за рубежом.

Подобных инновационных разработок масса. Мы даже не представляем, насколько их много.

В заключение предлагаю призвать все заинтересованные государственные структуры, общественные и коммерческие организации, граждан, у кого есть ценные мысли относительно развития космонавтики, активно включиться в поиск новых проектов и решений хотя бы на этапе обсуждения направлений работы. С этой целью следует объявить открытый конкурс идей в области освоения внеземного пространства и не только. Критерий один: проекты должны быть относительно недорогими, реальными по сложности и времени исполнения.

Владимир Владимиров

Опубликовано в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 30 (645) за 10 августа 2016 года

Источник