ОСК начнет строительство круизных судов






Рисунок судна проекта PV300VD
Источник: www.korabli.eu

Запуск проекта обусловлен растущим спросом на водный туризм, стоимость первых двух судов составит 6,4 млрд рублей

Но российских верфях с этого года начнут строить пассажирские круизные суда класса «река-море». Как сообщил «Известиям» вице-президент по гражданскому судостроению Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Евгений Загородний, пока речь идет о серии в два судна, но не исключено, что серия расширится до трех.

— Начать строительство головного судна планируется в этом году. Мы ожидаем, что строительство будет завершено к осени 2018 года. Строительство второго судна начнется в следующем году. Заказчиком первых двух судов является Московское речное пароходство. Головное судно будет передано заказчику в навигацию 2019 года, — сообщил он.

В настоящее время с заказчиком прорабатываются вопросы организации строительства судов, схемы финансирования строительства, вносятся необходимые изменения в проект, а также прорабатывается вопрос межзаводской кооперации. Заказы на строительство могут быть размещены на судостроительных заводах, входящих в ОСК, — «Лотос» и «Красное Сормово».

— Основных исполнителей ОСК определит по мере развития проекта, — отмечает Евгений Загородний.

Кто может стать заказчиком третьего судна, в ОСК пока не говорят. Известно лишь, что все три судна будут созданы по проекту санкт-петербургского Морского инженерного бюро PV300, разработанному по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта.

Генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров рассказал «Известиям», что концепт PV300VD современного круизного судна смешанного — «река-море» — плавания разрабатывался в 2010–2015 годах в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы», координатором которой выступает Минпромторг.

— Государство уже профинансировало проектирование новых концептов и дает деньги на строительство первых двух судов. Поэтому дальше всё просто — кредиты на продолжительный срок с разумными процентами, и всё получится, — уверен Геннадий Егоров.





По его словам, постройка первых двух судов по проекту PV300VD будет стоить 6,4 млрд рублей. В ОСК добавляют, что стоимость и период окупаемости будут зависеть от того, какая площадка будет выбрана для строительства.

— У каждой верфи своя экономика, а значит, и себестоимость, — отмечает Евгений Загородний.

Головное судно может быть построено за 30 месяцев, а серийные несколько быстрее, отмечает Геннадий Егоров. По его словам, российские верфи обладают всем необходимым для реализации этого проекта.

— Особо следует отметить грандиозную роль успешного опыта, накопленного при создании в 2012 году круизного судна проекта PV08 «Александр Грин» и других проектов, выполненных Морским инженерным бюро для Московского речного пароходства, а также опыта проектирования и постройки на Московском судостроительном и судоремонтном заводе в 2014–2016 годах круизного судна смешанного — «река-море» — плавания проекта PV09 «Княгиня Ольга», строительство которого завершается этим летом и который, по сути, стал прототипом для PV300VD, — отметил Геннадий Егоров.

Новое круизное судно спроектировано как «плавучая гостиница», где предусмотрены балконы и террасы, носовой обзорный салон и Солнечная палуба из двух частей (на крыше рубки и на тентовой палубе со сдвижным закрытием от непогоды) с бассейном и баром. Судно рассчитано на 300 пассажиров.

— Судно концепта PV300VD предназначено как для работы на внутренних линиях, в первую очередь между Москвой и Санкт-Петербургом, так и для выходов в морские районы — особенно в Каспий и Азовское и Черное моря, — отметил глава Морского инженерного бюро.

Он также отметил, что необходимость постройки новых судов обусловлена динамикой списания устаревающего флота и растущим спросом на круизный туризм.

— Сейчас речные круизные суда по внутренним водным путям перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний возраст российских круизных судов составляет 42 года, при этом половине из 90 существующих судов уже за 50–60 лет. В ближайшее десятилетие этот флот, скорее всего, будет списан, и у нас останется всего порядка 40 судов, — считает Геннадий Егоров.

При таком развитии событий, говорит он, оставшийся круизный флот к 2030 году сможет перевезти не больше 200 тыс. туристов.

— И это при том, что, по некоторым экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1 млн туристов. Даже по заниженным оценкам, требуется серия примерно в 10 судов проекта PV300VD, — полагает гендиректор Морского инженерного бюро.

По словам замруководителя Ростуризма Сергея Корнеева, в советский период водный туризм пользовался большой популярностью у интуристов. Российские туристы активно начали отправляться в речные круизы только последние год или два, отмечает он.

— Сейчас около 30% рынка — это иностранцы — порядка 100 тыс. туристов. Остальные 70% — уже россияне — порядка 250 тыс. То есть примерно путешествуют на речных круизах порядка 300–400 тыс. пассажиров. В этом году на 10–15% их число возрастет, — сообщил он «Известиям».

При этом исторически речные круизы обеспечивались судами, построенными в рамках Совета экономической взаимопомощи в ГДР и Чехословакии. Эти суда используются до сих пор, но они постоянно обновляются и модернизируются. Всего их порядка 130 единиц, из которых находятся в эксплуатации около 90, отмечает Сергей Корнеев.

— Потребность в новых судах очень высока. Можем посмотреть на Европу — если в 1990-х годах там было порядка 50 круизных теплоходов на всех реках Европы, то сегодня уже более 300. И продолжают строить, причем по 5–10 судов в год, — говорит он.

В ОСК также считают, что потребность России как в речных, так и в морских круизных лайнерах составляет десятки судов, но запросы потенциальных заказчиков сдерживает длительная окупаемость круизных судов — 20–25 лет.

— Без поддержки государства в виде принятия соответствующих программ развития судостроения, субсидирования строительства судов в виде льготного кредита или лизинга, введения судового утилизационного гранта, субсидирования стоимости билетов и других мер не обойтись. ОСК готова выполнять такие заказы, и чем больше серия судов, тем дешевле каждое серийное судно обходится заказчику. А финансовые продукты будут предлагаться кэптивной лизинговой компанией ОСК, — говорит Евгений Загородний.

Одна из необходимых мер господдержки, по его словам, — утилизационный грант заработает уже с 2017 года.

— На это в бюджете уже предусмотрены ассигнования. Однако еще предстоит проработать механизм этого инструмента господдержки судостроения. Насколько достаточной окажется подобная поддержка, отчасти могут показать первые результаты действия программы, — отметил он.

Кроме того, по его словам, Минпромторг в начале этого года подготовил и направил в правительство план развития сферы производства речных судов для организации надводного отдыха.

— Предполагается, что реализация этого плана будет способствовать восстановлению сегмента строительства круизных лайнеров, что окажет активную поддержку развитию внутреннего туризма, — убеждены в ОСК.

Надежда Мерешко

Источник