Морской «Катран» оснастят новейшим радаром


Первый опытный вертолет Ка-52К в первом полете на заводском аэродроме ОАО «Арсеньевская авиационная компания „Прогресс“ имени Н. И. Сазыкина». Арсеньев (Приморский край), 07.03.2015
Источник: Алексей Суконкин / biznesars.ru

Концерн «Радиоэлектронные технологии» разработал для вертолетов Ка-52К малогабаритные радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой

Концерн радиоэлектронные технологии (КРЭТ, входит в «Ростех») оснастит вертолеты Ка-52К «Катран» корабельного базирования малогабаритными радиолокационными станциями с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Как сообщил источник «Известий» в Военно-промышленном комплексе, в отличие от «сухопутной» версии радара вертолета Ка-52 «морской» вариант сможет работать не только в миллиметровом диапазоне, эффективном для обнаружения наземных целей, но и в сантиметровом, позволяющем рассмотреть крупные морские цели на дальности до 180 км. Ранее замминистра обороны Юрий Борисов отмечал, что опытно-конструкторская работа по Ка-52К завершится к концу года. До 2020 года Минобороны получит не менее 146 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52К «Катран».

— С появлением в составе оборудования Ка-52 радиолокационного комплекса экипаж получил возможность картографирования местности, эффективного выделения на фоне подстилающей поверхности движущихся наземных целей и их сопровождения, — рассказал источник «Известий» в ВПК. — Благодаря этому экипажу становится значительно проще ориентироваться в условиях плохой видимости: тумана и запыленности, темного времени суток, включая глубокую ночь при полном отсутствии освещенности.

По словам специалиста, радар обнаруживает и наземные препятствия, представляющие собой угрозу для безопасности полета: опоры линий электропередачи и даже сами провода, натянутые между ними. Кроме того, ему видны еще и маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Появилась возможность выдачи целеуказания по обнаруженным объектам, имеющимся на борту оптико-электронным средствам и соответствующему оружию, — уточнил представитель ВПК.

Особенность антенных решеток на основе АФАР состоит в том, что приемник и передатчик антенны — единое целое, объединенное в микромодулях, — рассказал «Известиям» эксперт в области вооружений и военной техники Антон Лавров. — То есть каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе и передатчик, и приемник. В антенну «сливается» вся высокочастотная часть локатора. Благодаря этому можно создать неподвижные антенные решетки. Локатор сканирует пространство, в доли секунды перемещая луч по приемопередающим модулям, селектирует цели, наводит на них оружие, работает как средство радиоэлектронного противодействия.

«Катран» проектировали под французские десантные вертолетоносцы типа «Мистраль». Сейчас эти вертолеты планируется разместить в составе авиакрыла авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Одна из главных особенностей морского варианта вертолета — возможность применения противокорабельных крылатых ракет, например, новой авиационной высокоскоростной тактической противокорабельной ракеты Х-31АД. Эта машина специально разработана для уничтожения десантных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп и конвоев или одиночных целей.

— Любой современный радар должен иметь как можно меньше движущихся деталей, — пояснил Антон Лавров. — Чем их меньше, тем лучше, — тем выше скорость сканирования пространства и получения объективной информации о наземной, надводной или воздушной обстановке. Применение АФАР — очень дорогое удовольствие. Но в составе бортового вооружения Ка-52К это существенно расширяет боевой потенциал вертолета, что делает его по-настоящему многофункциональной машиной, способной оказывать поддержку морским десантам, бороться с надводными кораблями, маломерными судами.

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал. Желание купить 50 Ка-52 и Ка-52К уже высказал Египет. Каир намерен оснастить этими машинами сухопутные части ВВС и два десантных вертолетоносца типа «Мистраль», купленных у Франции после отказа Парижа поставить эти корабли Москве.

Дмитрий Литовкин

Источник