Маккейн капитулировал


Ракетные двигатели РД-180
Источник: Алексей Филиппов / ТАСС

Сенат США продлил сроки использования российских ракетных двигателей до конца 2022 года

США продолжат эксплуатировать российские ракетные двигатели до конца 2022 года. Без них американские ракеты останутся на земле, а спутники так и не попадут на орбиту. Преодолеть зависимость от России США смогут не раньше чем через четыре года, а разработка собственного аналога РД-180 обойдется в $1,5 млрд.

Борьба за или против использования Пентагоном российских двигателей РД-180 на ракетах Atlas V для запуска своих военных спутников, кажется, подошла к концу. Главный противник закупки российских комплектующих для американских ракет сенатор Джон Маккейн, заявлявший, что, приобретая РД-180, Америка отправляет миллионы долларов президенту Путину, уступил своим коллегам. Как пишет USA Today, сенат одобрил закупку американским оборонным ведомством до 18 российских ракетных двигателей для запуска спутников-шпионов на орбиту вплоть до 2022 года.

Ранее закон о нацбезопасности определял запрет на использование РД-180 в 2017 году. Но к этому времени американские корпорации явно не успевали создать свой собственный двигатель на замену российскому. Как ранее писала «Газета.Ru», американские военные активно выступали против подобных сроков, поясняя свою позицию тем фактом, что без российских двигателей американские ракеты просто останутся на земле, а спутники так и не попадут на орбиту.

Поправку, определяющую крайний срок эксплуатации РД-180, до 31 декабря 2022 года, предложил оппонент Маккейна сенатор Билл Нельсон.

«Я поддержал этот компромисс, потому что он содержит законодательное ограничение срока использования российских ракетных двигателей. Поправка не умаляет других важных положений о космических запусках закона о национальной обороне. Она предоставляет долгосрочный рациональный путь к достижению общей цели гарантированного доступа в космическое пространство, конкуренции в сфере запуска средств национальной безопасности, а также окончанию зависимости от российских двигателей», — признался Маккейн.

США закупают создаваемые химкинским НПО «Энергомаш» двигатели РД-180 с 1990-х годов. Замглавы «Энергомаша» Владимир Чванов на минувшей неделе заявил, что НПО готово к поставкам РД-180 в США исходя из их потребностей, отметив, что контракты на сегодняшний день заключены сроком до 2019 года, но уверенно добавил, что «сейчас идет разговор и контракты по крайней мере по 2022 год будут».

«Есть очень разные подходы, даже те люди, которые отпускают деньги на разработку нового двигателя, они не очень верят, что вовремя получат то, что им надо. Поэтому выражают опасения от имени ВВС, системы разведуправления, что они могут оказаться без носителя, который будет выводить спутники», — сказал Чванов.

По словам сенатора Билла Нельсона, главная позиция состоит в том, что никогда нельзя иметь одну-единственную ракетостроительную компанию, необходимо разнообразие на случай, если что-то произойдет. «Нам необходимо доставлять спутники в космос для того, чтобы обеспечивать нашу национальную безопасность, и нам необходимо это делать вплоть до конца 2022 года», — подчеркивает Нельсон.

Отдельно стоит отметить и экономическую сторону вопроса. United Launch Alliance (ULA) занимается проектами нового двигателя для ракеты Atlas V, но совместно с Пентагоном признает, что на это потребуется много времени и средств, поэтому на тот период, пока ведутся изыскательские работы, а ракеты надо запускать, стоит обзавестись российскими двигателями, пока закон это разрешает. «Наша главная цель — построить американский двигатель, мы это сделаем, но сейчас имеет смысл использовать российский двигатель», — считает оппонент Маккейна сенатор Ричард Шелби. Шелби ранее заявлял о необходимости выделить более $300 млн на разработку американского двигателя для ракет, но признавал, что отказ от РД-180 в краткосрочной перспективе подорвет нацбезопасность США.

Накануне сенат США принял проект оборонного бюджета в размере $602 млрд на 2017 год, с чем категорически не согласен Барак Обама. В целях экономии средств в части космических оборонных программ разумнее было бы использовать уже созданные двигатели, чем изобретать аналогичные с нуля. Такую позицию поддерживает начальник штаба ВВС США Марк Уэлш. «Все хотят избавиться от создаваемого в России РД-180 как можно скорее, но есть разногласия. Наша задача — дать наилучший с военной точки зрения совет, учитывая текущую ситуацию», — подчеркивает генерал.

Стоит отметить, что у США имеется конструкторская документация по РД-180, переданная им в 1990-е годы.

Но как отметил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, в определенный момент выступавший за запрет продажи американцам двигателей, «создавать производство этих двигателей на территории США, видимо, оказалось делом сложным, поэтому выгоднее оказалось покупать готовые изделия в России».

Ранее агентство Bloomberg сообщало со ссылкой на собственные источники, что разработка ракетного двигателя для Atlas V вместо РД-180 может обойтись США в $1,5 млрд, а появится он не ранее 2020 года. По проведенным оценкам, при отказе от закупок РД-180 после 2017 года ряд запусков может быть отложен, а расходы в космической сфере могут увеличиться на $5 млрд.

Екатерина Згировская

Источник