Космический радиотелескоп «Спектр-Р» будет работать на орбите до 2018 года

Российский космический радиотелескоп «Спектр-Р», снабженный рекордной по размерам антенной диаметром 10 метров. Изображение с сайта laspace.ru

МОСКВА, 22 июн — РИА Новости. Космический аппарат «Спектр-Р» («Радиоастрон»), выведенный на орбиту в 2011 году, на основании решения государственной комиссии продолжит работу до конца 2018 года, сообщает госкорпорация «Роскосмос».

Проект «Радиоастрон» — это 10-метровый космический радиотелескоп, уникальная орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-Р», которая совместно с земными радиотелескопами образует единый радиоинтерферометр со сверхбольшой базой. Обсерватория предназначена для проведения фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра. «Радиоастрон» реализует рекордное в астрономии угловое разрешение, определяемое расстоянием между телескопами до 350 тысяч километров.

«С июля 2016 года международная миссия «Радиоастрон» приступает к реализации четвертого года открытой научной программы, наблюдения в рамках которой будут проводиться до июня 2017 года. Заявки на проведение исследований принимаются от ученых всего мира. Завершается третий год открытой программы, по которой головная научная организация — Астрокосмический центр ФИАН (АКЦ ФИАН) — совместно с российскими и зарубежными партнерами успешно провели множество разнообразных научных экспериментов», — отмечается в сообщении.

Опубликованные в 2016 году научными группами проекта статьи в ведущих международных журналах рассказывают, в частности, о получении «Радиоастроном» изображения центра галактики BL Lacertae с экстремальным угловым разрешением в 20 микросекунд дуги, обнаружении ударных волн и спирального магнитного поля в основании джета галактики.

Также с помощью российской космической обсерватории ученые получили научные данные и объявили об открытии экстремальной яркости ядра квазара 3С273 в созвездии Девы (квазар имеет температуру от 10 до 40 триллионов градусов, что примерно в десять раз выше значений, которые допускает теория). Кроме того, высокое разрешение «Радиоастрона» позволило ученым с помощью квазара 3C273 получить «рентгеновский снимок» нашей Галактики. В изображении квазара удалось разглядеть неоднородности — яркие пятнышки, которые появились при прохождении излучения сквозь межзвездную среду Млечного пути. Эти и многие другие открытия, сделанные благодаря «Радиоастрону», дают возможность еще на шаг приблизиться к пониманию устройства Вселенной.

В новой программе — исследования внутренних областей ядер активных галактик и их магнитных полей; слежение за наиболее яркими квазарами; изучение облаков водяного пара во Вселенной, пульсаров и межзвездной среды; гравитационный эксперимент.

Источник