К «Звезде» пристроят прокатный стан


Планируемый облик судостроительного комплекса «Звезда» в Большом Камне (Приморский край) с транспортно-передаточным доком грузоподъёмностью 40000 тонн в левой части изображения
Источник: ДЦСС

«Суперверфи» потребовался свой металл

Мегапроект дальневосточной верфи «Звезда», реализуемый консорциумом «Роснефти», Газпромбанка (ГПБ) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), обрастает новыми идеями. Глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил поддержки президента в оформлении земли для металлургического завода, который должен поставлять более дешевый прокат верфи. Уже есть и «варианты приобретения», но они не раскрываются. Но источники «Ъ» в отрасли уверяют, что о переговорах не знают, и добавляют, что верфи дешевле было бы покупать прокат в Японии и Корее.

Подконтрольный СП «Роснефти» и ГПБ Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС, у СП 75% минус 2 акции) намерен построить металлургический завод на 330 тыс. тонн проката для нужд строящейся верфи «Звезда» (инвестиции — 145,5 млрд руб.). Об этом стало известно вчера по итогам совещания президента Владимира Путина, главы «Роснефти» Игоря Сечина и курирующего «Звезду» вице-премьера Дмитрия Рогозина. Глава государства предложил обсудить два «принципиальных вопроса» (второй — по жилью для работников верфи), подчеркнув, что «очень важно, чтобы такой большой спрос покрывался прежде всего российскими металлургами». «Вместе с тем эти поставки должны быть экономически целесообразными, необходимо учитывать плечо доставки и другие логистические особенности»,- добавил господин Путин.

Игорь Сечин заявил, что у компании есть предложение по строительству металлургического завода «в непосредственной близости от верфи» (100 км), согласованное с правительством, Минпромторгом и Дмитрием Рогозиным. ДЦСС, по его словам, «необходима небольшая помощь» в оформлении 400 га под завод. «Наше предложение состоит в том, чтобы закупить сталепрокатный комплекс»,- сказал глава «Роснефти», добавив, что «уже есть варианты приобретения». При этом он отметил, что «сварка малоразмерных листов категорически плохо влияет на себестоимость производства»: она дает удорожание до 50% в стоимости корпуса и до 10% — «в целом по кораблю». По словам господина Сечина, на первом этапе «Звезда» будет перерабатывать 90 тыс. тонн металла в год, «что составляет 21% от общего объема в судостроительной отрасли России» (цитата по ТАСС), из чего следует, что объем спроса в отрасли — 400 тыс. тонн. Загрузка «Звезды» до 2035 года должна составить 170 судов.

Дмитрий Рогозин отметил, что «предложение связано с тем, чтобы не возить (металл.- «Ъ») и не связываться с длительной логистикой, а просто взять уже забронированное предприятие, которое реально существует». «Такая работа проведена «Роснефтью», это предложение есть»,- заявил вице-премьер, добавив, что поддерживает идею. При этом вице-президент «Роснефти» Константин Лаптев сообщил ТАСС, что суммарные капзатраты на «Звезду» останутся «неизменными».

Какие активы и предложения рассматривает ДЦСС, пока неясно. Источник «Ъ» в «Роснефти» уточнил: компания провела предварительные переговоры с потенциальными партнерами по проекту, «интерес есть, но говорить о форматах сотрудничества и финансовых параметрах проекта преждевременно». В ГПБ не ответили на вопросы «Ъ», в ОСК, владеющей блокпакетом ДЦСС, отказались от комментариев.

Крупнейшие производители толстого листа для судостроительной стали в России — ММК Виктора Рашникова (поставки в 2015 году — 86 тыс. тонн) и «Северсталь» Алексея Мордашова (17 тыс. тонн). В компаниях не комментируют планы ДЦСС, но источники «Ъ», близкие к ним, уверяют, что тема «стала сюрпризом». Не слышали о проекте и другие российские металлурги. На Дальнем Востоке есть единственный завод «Амурметалл», который, по информации на сайте, производит и судостроительный прокат. С 2010 года завод принадлежит ВЭБу, но с 2012 года предприятие банкротится, его имущество выставлено на торги. Конкурсный управляющий «Амурметалла» Михаил Котов не ответил на звонки «Ъ», в ВЭБе отказались от комментариев. Но собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией, заявил, что поставки металла с «Амурметалла» для «Звезды» обсуждались и были отвергнуты: «Амурметалл» не может производить сталь для судов, которые будет делать верфь.

По оценкам Олега Петропавловского из БКС, прокатный стан на 350 тыс. тонн может обойтись ДЦСС до $300 млн, если ориентироваться на инвестиции ММК в «Стан 5000», но «на рынке серьезная конкуренция между поставщиками оборудования, так что проект может быть и дешевле». Источники «Ъ» в отрасли говорят, что в судостроении используется прокат с особыми характеристиками из доменной стали. Олегу Петропавловскому оптимальной кажется схема с закупками слябов у ЗСМК Evraz, в Evraz это не комментируют, но собеседник «Ъ», близкий к компании, говорит, что тема не обсуждалась. Но и аналитик, и источники «Ъ» в отрасли указывают: дешевле всего для ДЦСС было бы брать прокат в Японии или Южной Корее, но Токио поддерживает санкции США в отношении РФ и «Роснефти».

Анатолий Джумайло, Ольга Мордюшенко

Источник