Цветомузыка для Росгвардии


Бронированный автомобиль с однообъемным корпусом Урал-432009-0020-73 («Урал-ВВ»). Екатеринбург, февраль 2015 года
Источник: www.oblgazeta.ru

Какие машины и почему выбирает новая федеральная служба

3 июля Владимир Путин подписал пакет законов, окончательно закрепивших создание нового российского силового ведомства – Федеральной службы войск национальной гвардии. Сейчас, когда сформирована правовая база, командование ФСВНГ приступает к практической работе: прописывает организационно-штатную структуру, разрабатывает боевые уставы и различные наставления, создает систему материально-технического обеспечения. Планируется закупка новых образцов вооружения и военной техники, летательных аппаратов и стрелкового оружия.

Не так давно стало известно, что в Росгвардии появятся боевые дельталеты «Поиск-6МСН», а также отечественные высокоточные снайперские комплексы Т-5000 разработанные и выпущенные фирмой «Орсис». Но если во внутренних войсках, ставших основой ФСВНГ, до начала реформы существовала стройная система формирования парка автомобильной и бронетанковой техники, то у переданных в состав ведомства из Министерства внутренних дел отрядов ОМОН, СОБР, полков патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны дела обстоят не столь благополучно.

Поэтому интересно разобраться, что за автомобили и для каких конкретных задач планирует закупать командование Росгвардии.

В горах и на проселках

В настоящее время ФСВНГ не планирует закупать не только новейшие танки и БМП семейств «Армата» и «Курганец», но и бронетранспортеры «Бумеранг». По мнению руководства ведомства, такие машины больше подходят для полноценного общевойскового боя с применением высокоточного оружия, авиации и артиллерии, но никак не для поддержания правопорядка. У новинок российского оборонно-промышленного комплекса слишком агрессивный внешний вид и избыточное для задач, стоящих перед Росгвардией, вооружение.

Потому командование ФСВНГ приняло решение оставить более старые бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82, которые, хоть и в ограниченном количестве, продолжат службу в отдельных подразделениях оперативных полков и батальонов, разведывательных и специального назначения отрядах, а также ОМОНах и СОБРах.

По словам представителей Росгвардии, бронетранспортеры будут выполнять ограниченный круг задач, таких как уничтожение террористов, поддержка огнем штурмовых групп и эвакуация раненых. А основу автомобильного парка оперативных частей и подразделений, спецназа и разведки составят как обыкновенные грузовики, так и специализированные бронемашины.

До недавнего времени БТР были также оснащены специальные моторизованные воинские части (СМВЧ), чьи военнослужащие выполняют совместно с полицией задачи по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Но как показывает опыт, для бронетранспортеров просто не было работы, поэтому боевые машины простаивали в парках. В настоящее время командование Росгвардии приняло решение изъять БТР из СМВЧ.

В автомобильных парках частей и подразделений ФСВНГ не появятся и бронеавтомобили семейств «Тайфун-К» и «Тайфун-У», испытания которых сейчас активно ведет Минобороны России. По мнению специалистов Росгвардии, как и в случае с «Арматой», «Курганцем» и «Бумерангом», характеристики новейших бронемашин излишни для задач, стоящих перед частями и подразделениями федеральной службы.

Следует отметить, что и само российское военное ведомство до сих пор не определилось, какие задачи будут решать «Тайфуны». Предполагается, что новейшие бронеавтомобили поступят на вооружение разведывательных батальонов и бригад, а также отрядов специального назначения. Но пока Главное автобронетанковое управление Минобороны продолжает испытания новинок.

Основным бронеавтомобилем оперативных частей и подразделений, разведотрядов и отрядов специального назначения ФСВНГ должен стать «Урал-ВВ». Разработанный с использованием опыта, полученного на «Тайфуне-У», «Урал-ВВ», созданный на базе трехосного грузового автомобиля «Урал-4320», выдерживает огонь стрелкового оружия, а за счет V-образного днища может защитить личный состав от взрывного устройства мощностью порядка пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Помимо противоминной защиты по требованию Росгвардии «Урал-ВВ» оснащен так называемыми вывешенными сиденьями, закрепленными в десантном отсеке так, чтобы ноги военнослужащего не касались пола машины. Благодаря такому решению в случае подрыва на мине бойцы не получат травмы ног.

Главные задачи нового бронеавтомобиля – безопасная доставка личного состава к месту проведения операции и перевозка обычных грузов, снаряжения, другого имущества. Для отражения возможного нападения в бортах «Урал-ВВ» оборудованы бойницы для стрелкового оружия.

Пока командование Росгвардии не планирует дополнительно устанавливать на бронемашины тяжелое вооружение. Часть «Уралов» оснастят светозвуковыми комплексами, предназначенными для разгона массовых беспорядков, но не более того. Правда, в перспективе не исключено, что часть бронеавтомобилей получит дистанционно управляемые боевые модули с пулеметами или автоматическими гранатометами, но пока вопрос изучается. В настоящее время «Урал-ВВ» уже поставляется в 604-й краснознаменный центр специального назначения.

Как показывает опыт эксплуатации новейших машин, если на пересеченной местности в лесу, полях и на снегу они ведут себя превосходно, то в горной местности с крутыми склонами проигрывают другому изделию Уральского автомобильного завода – бронеавтомобилю «Федерал», который последние несколько лет активно закупался внутренними войсками.

За счет установки дополнительной брони и противоминной защиты по сравнению с базовой версией центр тяжести «Урал-ВВ» сместился вверх, что негативно сказывается на устойчивости машины, когда она преодолевает крутые склоны.

Проверенный «Федерал» такой проблемы лишен. Благодаря тому, что в кузове установлена бронекапсула, в которой и перевозится личный состав, центр тяжести бронемашины, наоборот, переместился ниже, что значительно улучшает проходимость.

Поэтому в настоящее время руководство ФСВНГ приняло компромиссное решение: части и подразделения, выполняющие задачи в горной местности, в том числе в составе объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северного Кавказа, оснастят новейшими «Урал-ВВ», но сохранят в автомобильных парках «Федералы».

Примечательно, что ФСВНГ, как и раньше внутренние войска, отдает предпочтение машинам производства Уральского автомобильного завода, тогда как их коллеги из Минобороны закупают изделия КамАЗа. Как отмечают специалисты Росгвардии, «Уралы» традиционно предназначены для выполнения задач в тактическом звене, то есть не только отличаются высокой проходимостью, но и, что важно, с их ремонтом легко могут справиться даже неподготовленные военнослужащие в отрыве от сервисных центров и ремонтных органов.

Зато грузовые автомобили, выпущенные Камским автомобильным заводом, выигрывают на автомобильных дорогах и отличаются большой грузоподъемностью. Поэтому КамАЗы традиционно использовались в оперативном звене – для подвоза имущества, топлива и продуктов питания от окружных и армейских складов до дивизий и бригад.

Нарушать сложившуюся систему командование Росгвардии не намерено: «Урал-ВВ» и «Федералы» будут возить личный состав, выполняющий служебно-боевые задачи, а КамАЗы – подвозить материальные средства.

Городской патруль

Для работы в городах и поселках в новом ведомстве планируют использовать обычные грузовые и легковые автомобили, в том числе и повышенной проходимости, такие как «УАЗ-Хантер» или «Патриот», а также автобусы со специальным цветографическим оформлением, светозвуковыми средствами и местами для содержания задержанных.

Помимо обеспечения общественного порядка росгвардейцы должны бороться с террористами. Для решения таких задач командование ФСВНГ планирует не только продолжить использование бронеавтомобилей семейства «Тигр», но и заказать у промышленности машины новых семейств.

Несколько лет назад Министерство внутренних дел уже закупило для мобильных отрядов особого назначения и быстрого реагирования специальные полицейские машины СПМ-1 и СПМ-2, созданные на базе ГАЗ-23034 «Тигр». В целом машина зарекомендовала себя хорошо, но отмечались и недостатки.

Главная особенность полицейских «Тигров» заключалась в том, что в отличие от аналогичных машин, закупаемых Минобороны России, СПМ имеет высокий класс защиты (5-й против 3-го у военных «Тигров»). Хотя более толстая броня сказалась на проходимости, но для действий в городских условиях такая жертва вполне допустима.

Также на специальных полицейских машинах смонтированы бойницы для стрельбы из штатного вооружения бойцов спецподразделений и крепление для установки пулемета ПК или ПКМ на крыше бронеавтомобиля.

Как отметили специалисты Росгвардии, в целом СПМ пока удовлетворяют всем требованиям, поэтому задачи разработать и выпустить новые бронемашины на базе «Тигра» не стоит. В то же время уже разрабатываются специализированные машины: командно-штабные, связи, разведки и наблюдения, часть из которых проходит испытания.

Для выполнения задач в городских условиях парк частей и подразделений специального назначения Росгвардии пополнится специализированными бронеавтомобилями «Патруль», созданными фирмой «Астейс» на базе двухосного грузового КамАЗ-43502.

По словам представителей Росгвардии, новый бронеавтомобиль изначально создавался под требования ФСВНГ и при участии специалистов ведомства. По сравнению с «Урал-ВВ» «Патруль» отличается лучшей маневренностью в городских условиях, в том числе на узких улочках и в проездах. Правда, вне населенных пунктов и дорог проходимость «Патруля» оставляет желать лучшего, поэтому составить конкуренцию «Урал-ВВ» он не сможет.

Главная задача изделия фирмы «Астейс» – безопасно доставить бойцов спецподразделения к месту проведения операций. Для этого «Патруль» оснащен броней, в бортах оборудованы бойницы, а сама конструкция машины выдерживает подрыв на СВУ, эквивалентном пяти килограммам тротила.

Но как и в случае с «Урал-ВВ», командование ФСВНГ не планирует устанавливать на «Патрули» вооружение. Машины будут окрашены по специальной цветографической схеме и оснащены специальными светозвуковыми комплексами для борьбы с массовыми беспорядками.

Планируется, что «Патрулями» в первую очередь станут оснащаться ОМОНы и СОБРы. Но часть машин поступит на вооружение отдельных подразделений полков и батальонов патрульно-постовой службы и специальных моторизованных частей.

Также командование Росгвардии начало закупку специализированных автомобилей «Торнадо», созданных на базе грузовика «Урал-4320» и предназначенных для разрушения баррикад и других искусственных заграждений. Машина оснащена отвалом, средствами для распыления газов и водометом. В кормовой части размещен специальный манипулятор, которым можно разбирать завалы, а также использовать его для разминирования.

В настоящее время первые «Торнадо» уже поступили на вооружение саперных подразделений 5-го оперативного полка отдельной дивизии оперативного назначения.

Да забыли про овраги

Командование Росгвардии выстроило вполне логичную и перспективную схему использования автомобильной техники. Но нельзя забывать, что помимо внутренних войск, где командование уделяло большое внимание не только поддержанию техники в исправном состоянии, но и стандартизации парка, в ФСВНГ вошли полицейские подразделения, где картина иная.

В частности, автомобильные парки большинства ОМОНов, СОБРов и полков ППС представляют мешанину из различных машин, начиная от УАЗов-«буханок» и заканчивая такими раритетами, как ГАЗ-66 и ЗИЛ-131. При этом исправность порой оставляет желать лучшего.

И если в Москве и других крупных городах техническая готовность автомобильного парка отрядов особого назначения и быстрого реагирования на очень высоком уровне, то в провинции в исправном состоянии бывает всего несколько машин на отряд.

Еще одна серьезная проблема – нехватка подготовленных специалистов по ремонту и эксплуатации военной автомобильной техники. Если для нужд внутренних войск специалистов готовил военный институт ВВ в Перми, а в случае необходимости главное командование отбирало офицеров необходимых военно-учетных специальностей из вузов Минобороны, то в учебных заведениях МВД про подготовку специалистов по ремонту и эксплуатации вооружения и военной техники даже и не слышали.

Так что задача перед командованием ФСВНГ достаточно сложная. С одной стороны – поддерживать в исправном состоянии все доставшееся по наследству, а с другой – активно закупать новые изделия, переоснащать части и подразделения, готовить молодых специалистов.

Алексей Михайлов

Опубликовано в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 26 (641) за 13 июля 2016 года

Источник