Броня летает и плывет


БТР-82А
Источник: Виталий Невар/ТАСС

Бронетехника нового поколения поступает в войска

Колесная бронетехника нового поколения поступает в войска. Вся она будет аэромобильна, бронетранспортеры останутся плавающими, у машин повысится противоминная стойкость и появится новое вооружение.

Универсальная бронированная платформа «Бумеранг», машины повышенной защищенности «Тигр» и «Медведь», БТР с гибридной энергетической установкой и электротрансмиссией — это боевая колесная техника России XXI века.

Все эти машины значительно отличаются от той бронетехники, которая проектировалась и выпускалась в нашей стране ранее. Это — техника нового поколения. Разрабатывает и производит ее «Военно-промышленная компания». О том, что идет в войска на смену давно привычным бронетранспортерам, наш разговор с генеральным директором Александром Красовицким.

— Александр Владимирович, настоящим открытием стал первый публичный показ бронетехники нового поколения на параде в Москве 9 мая 2015 г. Впечатление на всех произвели не только тяжелые гусеничные «Арматы», но и колесные «Бумеранги». Они разработаны специалистами Вашей компании. В чем их отличие от ставших уже классическими БТР-80?

Александр Красовицкий: «Бумеранг» — это универсальная колесная платформа. На ее базе можно создавать самые различные машины: боевые, инженерные, санитарные. Вооружение их может быть также самым различным — вплоть до артиллерийских систем калибра 125 или 152 мм. От БТР-80 машины типа «Бумеранг» действительно отличаются принципиально.

У них другая компоновка. Машина имеет носовое расположение двигателя. Высадка десанта производится через кормовой выход, оборудованный откидной аппарелью с гидравлическим приводом.

У машин, разрабатываемых на базе платформы «Бумеранг», значительно повышен уровень защиты, и он дифференцирован в зависимости от их предназначения. И это не просто броня, это — целый комплекс защиты, который на колесных бронетранспортерах устанавливается впервые, и способен противостоять самым современным средствам поражения. Кроме того, конструкция корпуса обеспечивает достаточно эффективную противоминную защиту.

Машины оснащены самой современной электроникой. Идут работы, позволяющие, в случае необходимости, использовать «Бумеранг» в качестве боевого роботизированного комплекса. В этом случае машина будет управляться дистанционно.

Не станет преувеличением, если сказать, что такого уровня колесной боевой техники не было раньше не только в нашей стране, но и за рубежом.

— «Бумеранг» — машина достаточно тяжелая. Сказывается ли это на ее динамических качествах, проходимости и управляемости?

Александр Красовицкий: Да, машина не легкая, она гораздо тяжелее БТР-80. Но на ней установлен и новейший достаточно мощный российский дизельный двигатель. К тому же, мы ищем пути снижения массы машины без снижения ее защитных свойств.

— В какой стадии сейчас работы над «Бумерангом»?

Александр Красовицкий: Проводятся предварительные испытания. Проверяются работоспособность и взаимодействие различных новых систем. А их, повторяю, в машине множество. На основании получаемых результатов в образцы оперативно вносятся конструктивные изменения. Как только мы добьемся необходимой оптимизации боевых, технических и эксплуатационных свойств, «Бумеранги» будут переданы представителям Минобороны России для проведения государственных испытаний с последующим принятием их на вооружение.

— Основным бронетранспортером Российской армии и других силовых структур остается БТР-80. Вы провели его глубокую модернизацию, создав, по сути, новую машину. И сегодня БТР-80 постепенно заменяются новыми БТР-82. Что можно сказать о «новом-старом» бронетранспортере?

Александр Красовицкий: Выпускаются два типа этого бронетранспортера. БТР-82, с таким же, как и в БТР-80 пулеметным вооружением, и БТР-82А с пушечной установкой.

На БТР-82 в башне стоит крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТМ. На БТР-82А — скорострельная 30-мм пушка 2А72, также спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТМ.

Оба бронетранспортера существенно отличаются от своего предшественника. В процессе модернизации на них установлены двигатели большей мощности, доработаны элементы трансмиссии, а также внесено множество других существенных конструктивных изменений, повысивших динамические характеристики.

БТР-82/82А имеют стабилизаторы оружия — что обеспечивает ведение эффективного огня с ходу. Комбинированные день-ночь прицелы позволяют осуществлять поиск, обнаружение и поражение целей днем, ночью, в туман, дождь и снег. Повышена живучесть, проходимость, надежность и значительно продлен ресурс эксплуатации. Электронное оборудование — цифровое.

Есть и другие нововведения. В стадии завершения работы по созданию принципиально нового прицела с тепловизионным каналом, лазерным дальномером и стабилизированной линией визирования.

Недавно я присутствовал на учениях, проводившихся на Балтийском море. Наблюдал, как ведут себя эти машины на плаву, разговаривал с теми, кто эксплуатирует наши бронетранспортеры. Отзывы самые положительные. Наверное, можно утверждать, что специалистам «ВПК» удалось вдохнуть вторую жизнь в БТР-80, которые хорошо послужили еще в Советской Армии, в том числе во время войны в Афганистане.

Кстати, обновленные БТР-80, а сейчас уже и БТР-82/82А остаются достаточно востребованными на мировом рынке вооружений.

— На прошедшем в июне во Франции военно-техническом салоне Eurosatory-2016 единственным натурным образцом, представленным Россией, был Ваш автомобиль «Тигр». Как эту машину принимают в нашей стране и за ее пределами?

Александр Красовицкий: Нам удалось буквально объехать санкционные препоны и показать «Тигр» на выставке во Франции. Причем в Париж машина пришла своим ходом. С «Тигром» на Eurosatory-2016 детально познакомились делегации из многих стран. Это были представители не только армии, но и различных силовых структур. Машина пользуется спросом. Она закупается для армейских и полицейских нужд десятью странами мира. Есть у автомобиля и гражданские версии — защищенный автомобиль класса VIP и «Тигр-охотник». «Охотник» очень популярен среди любителей активного и экстремального видов отдыха.

В России «Тигр» поставляется в армейские подразделения, в основном для войсковой разведки, в МВД и другие силовые структуры. В зависимости от требований заказчика «Тигр» выпускается с различными классами защищенности. Что касается проходимости по всем видам дорог и местности, то могу с уверенностью сказать, что «Тигр» значительно превосходит по этому показателю зарубежные аналоги.

— Машина, о которой Вы рассказали, как говорится, на слуху. Гораздо меньше известно о «Медведе». Между тем, этот мощный автомобиль, полностью соответствующий своему названию, недавно приняли на снабжение Внутренних войск МВД России.

Александр Красовицкий: Специальная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» известна так же как БТР-ВВ. Она изначально создавалась для Внутренних войск МВД России. Требования к ее конструкции были очень жесткие. Прежде всего, по защите. И мы их выполнили.

Масса машины сравнима с массой БТР-80. Фактически мы создали полноценный бронетранспортер. Правда, в отличие от БТР, «Медведь» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения. Для него не требуется специальное сопровождение военной полиции или ГИБДД. СПМ-3 легко управляется, достаточно комфортен.

Вместе с тем, его разнесенная дифференцированная защита соответствует достаточно высокому классу, способна выдержать попадание бронебойной пули Б-32, выпущенной из снайперской винтовки СВД.

Впервые в отечественной практике применена конструктивная защита корпуса от минных подрывов. На испытательном центре Минобороны в Кубинке проводилось специальное тестирование по противоминной стойкости. Машину подрывали мощным фугасом, установленным на бетонном основании. Это усиливало силу взрыва. Тем не менее, по оценкам специалистов, корпус выдержал, и экипаж, если бы он находился в машине, остался бы жив. Автомобилей с такой минной защищенностью у нас еще не выпускали. На Западе такие машины относятся к классу MRAP. Так вот, у нас — высший уровень этого класса.

СПМ-3 «Медведь» прошел все этапы государственных испытаний и принят на снабжение Внутренних войск МВД России.

Интерес к нему, в первую очередь, проявили те структуры, которые ведут борьбу с терроризмом. Сегодня это Национальная гвардия, и в ближайшее время данные образцы будут поставлены в эту структуру. Вполне возможно, машина поступит на укомплектование и армейских подразделений. Бронеавтомобиль «Медведь» будет представлен на выставке «Армия-2016».

— Настоящей сенсацией стало недавнее Ваше заявление о том, что «ВПК» работает над созданием боевой колесной машины с гибридной силовой установкой и электротрансмиссией. Расскажите более подробно об этой машине.

Александр Красовицкий: Действительно, таких боевых машин в отечественных Вооруженных силах еще не было. Можно сказать, что это «электрический» БТР. Крутящий момент на колеса передается не от дизельного двигателя через систему карданных валов, а от тяговых электродвигателей.

Дизельный двигатель соединен с мощным генератором, который вырабатывает электроэнергию. Она одновременно поступает как в специальные накопители — аккумуляторы повышенной емкости, так и подается на восемь электромоторов, находящихся в корпусе бронетранспортера. В случае движения под горку или торможения, электромоторы переходят в генераторный режим и запитывают аккумуляторы дополнительной энергией.

Каждый электромотор связан с колесом индивидуальным карданным валом через колесный редуктор. В случае необходимости дизель-генератор отключается, и БТР движется совершенно бесшумно за счет энергии, накопленной в мощных аккумуляторах. Уже сейчас обеспечивается бесшумный ход на аккумуляторах в течение нескольких часов.

В боевых условиях это позволяет заметно снизить демаскирующие факторы. Помимо бесшумности, БТР не светится в инфракрасном спектре, так как дизельный двигатель не работает.

Экспериментальная машина создана на базе БТР-90. Сам по себе БТР-90 был очень хорошим бронетранспортером, прошедшим весь цикл испытаний и принятым на вооружение Российской армии. Однако в войска он так и не поступил. Возможно, мы дадим ему второе рождение.

Предварительное тестирование проводилось на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития бронетанковой техники ВС РФ 3-го ЦНИИ Минобороны России. Танкисты-испытатели отметили, что наш БТР отличается хорошей плавностью хода, высокими динамическими качествами и высочайшей маневренностью — он может разворачиваться на месте вокруг своей оси — такое не каждый танк сможет сделать. Опытно-конструкторские и испытательные работы по машине с гибридной силовой установкой и электротрансмиссией продолжаются. И мы уверены, что у нее хорошие перспективы.

— Вашей компании скоро исполнится 10 лет. Всего десять лет. Но за это время Вы смогли не только фактически восстановить в России производство колесной бронетехники, поднять ее на уровень, не уступающий мировому, но и спроектировать БТРы нового поколения. Как вам это удалось?

Александр Красовицкий: Не буду оригинальным, если скажу: все решили кадры. У нас работает около 6000 тысяч человек. И практически все они настоящие профессионалы своего дела — от рабочих до конструкторов, управляющих директоров по направлениям и руководителей компании.

Огромную роль играет Военно-инженерный центр. В нем трудятся около двухсот пятидесяти человек. Это именно те люди, которые создают не только сегодняшний облик наших машин, но и разрабатывают проекты на следующие пять-десять и более лет.

Опытно-конструкторские работы ведутся более чем по 20 темам. Мы вышли в лидеры даже по мировым меркам и этого лидерства не отдадим.

Сергей Птичкин

Источник