Бог глубин и его «Рубин»


Игорь Спасский
Источник: Фото из личного архива И. Спасского

«В технике застоя нет – или движешься вперед, или ложишься на лопатки»

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Игорь Спасский 2 августа отметил 90-летие.

Игорь Спасский не только сохранил уникальный научный коллектив в тяжелейшие 90-е, но и создал на базе закрытого КБ многопрофильный центр с широчайшим творческим диапазоном – от проектирования подводных лодок до высокоскоростных поездов и даже городских объектов, таких как бизнес-центр или океанариум. Гражданские проекты, признался академик, необходимы для того, чтобы поддержать уникальных специалистов-«оборонщиков», укрепить школы – научную, инженерную, производственную – и создавать еще более совершенную морскую технику для родной страны.

«Мы живем в такое время, когда излишнее очернение и критика наших оборонных сил будут иметь только отрицательный для общества эффект. Потому что оборонные силы имеют тот вид, к которому привело само развитие страны. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, уходят именно в начало 90-х годов. Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился».

Более 60 лет Игорь Дмитриевич Спасский проработал в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин». Свыше 40 лет находился во главе крупнейшего в стране научного центра подводного кораблестроения. Добрую сотню тысяч миль прошел в морях-океанах, испытывая субмарины новых проектов.

Как и многие сверстники, морем заболел еще в детстве. В 1949-м окончил паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного военного училища имени Дзержинского.

“Подъем «Курска» открыл нам глаза. Надо развивать работы на шельфе и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ, чтобы решить задачу надежно и экономически оптимально”

«Наша альма-матер – прекрасное учебное заведение, кует блестящие кадры, которые могут эксплуатировать все виды кораблей и участвовать в их создании. После училища я попал на замечательный крейсер «Фрунзе», но послужить удалось мало. В 1950 году пятьдесят молодых офицеров, и я в их числе, были откомандированы в Министерство судостроительной промышленности для усиления конструкторских бюро, поскольку вышло серьезное постановление о создании океанского флота. Из нас пятидесяти более десяти стали лауреатами Ленинской и Государственных премий, докторами наук.

Я пришел в «Рубин» в 1950-м и застал еще тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Немногих, всего четырех – но это были блестящие конструкторы. Каждый чертеж – произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать, за нас компьютеры, графопостроители выполняют работу, но то была интересная эпоха. Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику!

Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты атомные и баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

В «эпоху Спасского» по проектам ЦКБ МТ «Рубин» построены сотни подводных лодок. Прежде всего атомные подводные крейсеры, благодаря которым удается уберечь планету от ядерной катастрофы. И хотя крупнейшие в мире субмарины 941-го проекта («Акула» или, по натовской классификации, «Тайфун») фактически выведены из боевого состава флота, но вахту до сих пор исправно несут разработанные еще в советские годы лодки проектов 667 БДРМ и 949.

«Эта техника имеет очень хорошие параметры, ни в чем не уступает американской. Тот паритет, который сбалансированно держится между странами, очень правильный. Полагаю, будет даже снижение количеств ядерных сил. Они играют главную роль – сдерживание от непоправимого. Вспомните Карибский кризис. У нас было значительно меньше ракет, но это остановило Америку. Слава Богу, мир сохранился».

Удивительное долголетие и востребованность, в том числе на международном рынке, демонстрирует последняя советская разработка неатомных подлодок – «Варшавянка», она же «Кило». Адмиралтейские верфи завершают строительство серии субмарин улучшенного проекта 636.3 для Черноморского флота. На очереди такая же серия для ТОФ. Конструкторам удалось невероятное – не просто создать «неслышимый» корабль, когда его невозможно обнаружить на фоне естественного шума моря, но и заложить в проект колоссальные резервы для модернизации. Это позволяет на каждом этапе развития техники фаршировать унифицированный корпус самой современной начинкой – от радиоэлектронных систем до вооружения. Подводный залп ракетами «Калибр» с борта ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» по позициям запрещенной в нашей стране группировки ИГ – лучшее тому подтверждение.

«В технике застоя нет – или движешься вперед, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии. Потому что накопился объем инженерных научных знаний, который позволяет нам делать наши корабли еще совершеннее и качественнее».

Однако, как бы ни была безукоризненна сложнейшая техника, роковые случайности порой не удается предотвратить. Две крупнейшие на атомном подводном флоте трагедии произошли с подлодками «Комсомолец» и «Курск», спроектированными «Рубином». Академик Игорь Спасский по поручению Владимира Путина руководил уникальной международной операцией по подъему погибшего «Курска».

«Раны до сих пор свежи. Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по нашим дорогим морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение этой гигантской задачи – выдернуть из пучин океана уникальную подводную лодку, одну из лучших в России.

Подъем «Курска» – яркий пример, когда президентом было принято решение, и его жестко, твердо, продумывая каждый шаг, выполнили. Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо развивать работы на морском шельфе и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, чтобы решить задачу технически надежно и экономически оптимально.

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от нее сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном. По этим трубочкам от баллонов идет воздух: случись что-то – человек имеет возможность подключиться и дышать. В аварии на АПЛ «Курск» был такой удар подводной лодки, затопление водой – люди не смогли воспользоваться этой системой.

Не предугадаешь всего – самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается все-таки на грани разумного и допустимого. Будем искать оптимальные решения. Сейчас время осмысления всего, что произошло: сделать так, чтобы в меньшей степени попадать в такие ситуации. И это будет действительно огромным уроком для реализации последующих идей».

Специалисты называют удачным четвертое поколение рубиновских подводных крейсеров стратегического назначения – проект «Борей» с межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава». Головной корабль «Юрий Долгорукий» несет службу в составе Северного флота, второй, «Александр Невский», и третий, «Владимир Мономах», – на Тихом океане. Остальные – «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» – находятся в различной степени готовности. Таких «подводных стратегов» будет построено минимум восемь.

«Раньше от поколения к поколению боевая эффективность росла у нас вместе с водоизмещением. Но водоизмещение, которого достигли на третьем поколении, оказалось слишком затратным и обременительным для страны. На «Долгоруком» стоит более современный ракетный комплекс, значительно меньшего веса, габаритов по сравнению с тем, что было, но очень «кусачий». Не только водоизмещением измеряется мощь».

Преемник Спасского на посту генерального директора ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит так охарактеризовал главное оружие «Бореев»: «Даже один корабль может сработать так, что все будет решено. Такова его боевая мощь».

Совершенствуется конструкция и неатомных субмарин. Опытная эксплуатация детища академика Спасского, дизель-электрической подводной лодки «Санкт-Петербург» (головной проекта «Лада»), подтолкнула к модернизации целого ряда комплексов, включая воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ).

«Лодка сможет вдвое дольше находиться под водой. Главный показатель, скрытность, увеличен вдвое по сравнению с «Кило». Впервые отказались от двухкорпусной конструкции лодки – уменьшилось на 700 тонн водоизмещение, а отсюда улучшились массогабаритные характеристики, снизились шумность и электромагнитные излучения».

Сейчас на Адмиралтейских верфях строятся две «Лады» – «Кронштадт» и «Великие Луки». Опыт их создания и службы облегчит запуск нового проекта неатомных подлодок «Калина», уже пятого поколения.

В режиме вполне понятной строжайшей секретности на Севмаше продолжается создание и атомной стратегической подводной лодки пятого поколения. Пока о ней известны лишь номер проекта – 09851, наименование головного корабля – «Хабаровск» и то, что в ней будут активно применяться модульные платформы и роботизированные комплексы.

«Быть конструктором очень тяжело. Но для меня в жизни нет более интересной работы, поскольку это созидательный труд, особенно когда видишь результат».

Академик Игорь Спасский в свои 90 лет по-прежнему полон творческих планов по совершенствованию морской техники и укреплению Российского флота.

«Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль и поднимает гордый Андреевский флаг. Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и все это надо охранять».

Использованы фрагменты интервью, данных И. Д. Спасским корреспонденту «Военно-промышленного курьера» в течение 20 лет

Алексей Захарцев, корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)

Опубликовано в газете «Военно-промышленный курьер» в выпуске № 30 (645) за 10 августа 2016 года

Источник